Цены вперед не поскачут

Необходимость ценового контроля могут отрицать только оторванные от реальности идеалисты. Вопрос лишь в формах и методах. О проводимой в этой сфере политике рассказал директор Департамента по ценообразованию Министерства экономики Игорь Фомин

Свобода — понятие относительное. Идеолог анархизма князь Кропоткин  вполне справедливо утверждал: свобода одного человека заканчивается там, где начинаются интересы других людей. Но отрегулировать баланс разноплановых стремлений в обществе способно только государство. Более совершенного института за свою многовековую историю человечество не придумало. Поэтому дискуссии на тему целесообразности вмешательства государства в ценовую политику больше теоретические, чем практические. Идея полностью свободного рынка в начале прошлого века в США закончилась появлением трестов и синдикатов, неумеренные аппетиты которых в конечном итоге спровоцировали кризис, именуемый Великой депрессией. Необходимость ценового контроля могут отрицать только оторванные от реальности идеалисты. Вопрос лишь в формах и методах, оптимальных для корректировки цен в тех или иных сегментах рынка. О проводимой в этой сфере политике рассказал директор Департамента по ценообразованию Министерства экономики Игорь Фомин. 

— Игорь Алексеевич, насколько сегодня велика вероятность того, что в Беларуси придется переходить к более жесткой ценовой политике? 

— С учетом роста цен на энергоносители прогнозируемый на 2008 год показатель допустимого роста потребительских цен (инфляции) предусмотрен в размере 106—108 %. Это очень жесткий параметр, и чтобы выйти на его предельное значение по итогам года, потребуется принимать меры по всем направлениям. Разработана и принята система мероприятий как на республиканском, так и на региональном уровне. Для выхода в 2008 году на целевой показатель инфляции предусмотрены комплексные подходы в сферах денежно-кредитной, бюджетно-налоговой, ценовой политики, а также по снижению общих и материальных затрат на единицу продукции, уменьшению ее энергоемкости, повышению качества, росту рентабельности промышленного производства, увеличению объема потребительских товаров и услуг и насыщению потребительского рынка, которые предусмотрены Совместным планом действий правительства и Национального банка по достижению параметров прогноза социально-экономического развития, бюджета и основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2008 год. Реализация указанных мер будет способствовать выходу на прогнозируемый показатель инфляции. 

— Какие экономические факторы и показатели учитываются при установлении максимального уровня цен на ту или иную продукцию? 

— В соответствии с действующим законодательством о ценообразовании цены и тарифы на большинство производимых товаров, работ и услуг устанавливаются  с учетом конъюнктуры рынка. Государственное ценовое регулирование применяется в отношении социально значимых товаров и услуг, а также производимых организациями-монополистами, уровень цен на которые оказывает непосредственное влияние на жизненный уровень населения, а также на товары, работы и услуги, используемые в производственных целях, от уровня цен на которые зависят цены на конечную продукцию. 

  Административное ограничение роста цен на потребительские товары преследует в первую очередь социальную цель – не допустить снижения жизненного уровня населения или макроэкономическую – сдерживание инфляции и сохранение покупательской способности рубля? 

— Согласно принятой в 2005 году Концепции ценообразования, в республике в последнее время проводится взвешенная ценовая политика, направленная, с одной стороны, на сдерживание необоснованного роста цен, с другой — на их упорядочение в тех отраслях экономики, где на протяжении ряда лет сложились определенные перекосы и диспропорции. Прежде всего — в агропромышленном и топливно-энергетическом комплексах, в отраслях транспорта и связи, жилищно-коммунальном хозяйстве. Учитывая социальную направленность развития белорусской экономики, ценовая политика ориентируется на недопущение опережающих темпов роста потребительских цен по сравнению с ростом доходов населения прежде всего на товары (услуги), необходимые для нормальной жизнедеятельности человека и затрагивающие социально незащищенные группы населения страны (жилищно-коммунальные услуги, транспорт, связь, основные продовольственные товары, лекарственные средства, медицинские услуги и т.д.), а также обеспечение выполнения установленных  показателей социально-экономического развития страны, в том числе целевого показателя по уровню инфляции. 

— Достаточно весомая доля потребительских товаров импортируется в Беларусь. Их цена на розничном рынке во многом зависит от обменного курса белорусского рубля к валюте страны-импортера. Насколько этот фактор влияет на инфляционные процессы в Беларуси? 

— Влияние на инфляционные процессы оказывают цены на продукцию так называемого критического импорта, т.е. товары, производство которых в республике ограничено либо отсутствует. К числу таких можно отнести масло растительное, рыбу и морепродукты, цитрусовые, отдельные виды круп, чай, кофе и некоторые другие, изменение цен на которые зависит не только от обменного курса белорусского рубля к валюте страны-импортера, но и от контрактной цены, условий поставки и др. При этом следует отметить, что удельный вес таких товаров в структуре потребительских расходов населения не столь велик, чтобы оказывать определяющее влияние на инфляционные процессы. 

— Насколько в мировой практике распространено административное регулирование цен? 

— Практически во всех странах действуют механизмы государственного вмешательства в экономику,  хотя его конкретные формы, инструменты и рычаги порой существенно различаются. В большинстве государств установлены правила ценообразования, которые оформляются в виде законодательных актов, регламентирующих порядок и методологию формирования цен. 

Развитые страны предпочитают использовать косвенное регулирование, которое проявляется в воздействии не на сами цены, а на факторы, связанные с их формированием. Например, при помощи налоговой, кредитной, валютной политики, включая эмиссию денежных средств. 

Практически ни в одной стране с развитой рыночной экономикой нет полной свободы в ценообразовании. Продолжают оставаться под контролем государства целые отрасли, имеющие особую социальную значимость. Речь идет о ценах в топливно-энергетическом комплексе, на медикаменты, железнодорожные тарифы, почтово-телеграфные и другие. Сюда следует включить также и основные  продовольственные товары, цены на которые регулируются путем жесткого регламентирования закупочных (фермерских) цен на сельскохозяйственную продукцию. Вся сложившаяся в настоящее время в капиталистических странах, в том числе и в Европейском союзе, система регулирования цен на сельскохозяйственную продукцию направлена на защиту интересов как потребителей, так и производителей-фермеров. Свободное колебание цен на продукты питания допускается только в рамках установленного «коридора». При этом верхний предел защищает интересы потребителей этой продукции, а нижний — имеет целью сохранить гарантированный минимальный доход фермеру в условиях возможного насыщения рынка. Правительственное регулирование осуществляется в виде поддержки фермерских цен на таком уровне, который должен обеспечить доходы и накопления в сельском хозяйстве, чтобы был возможен процесс расширенного воспроизводства. Уровень поддержки, выраженный в виде процентного превышения внутренних (национальных) цен над мировыми, является довольно высоким. 

Ценовое регулирование в развитых странах осуществляется, как правило, в рамках антимонопольного законодательства и дополняется такими мерами, как налогообложение, субсидирование и целевое направление капиталовложений, льготное кредитование и так далее. 

Всеми странами активно используется ценовой контроль, который осуществляется главным образом в виде наблюдения за динамикой цен и соблюдением ценового законодательства. За его нарушение установлены жесткие экономические санкции. Государство в цивилизованных странах не устраняется от контроля за ценообразованием на внутреннем рынке и от разумного регулирования цен, причем решает эти задачи разнообразными методами, с учетом особенностей развития рыночной экономики в каждой стране. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter