Цены вместо пены

Пивная отрасль Беларуси после затяжного подъема переживает спад

Пивная отрасль Беларуси после затяжного подъема переживает спад

С начала года отечественных пивоваров радовали растущие показатели продаж. Так, по данным «Белгоспищепрома», за 10 месяцев нынешнего года реализация их продукции составила 29,5 млн. дал, что на 18,5 % больше, чем за такой же период 2010 года. С января же по сентябрь белорусы купили без малого 34 млн. дал хмельного напитка, 7,2 млн. дал из которых имели импортное происхождение. Причем доля привозного пива по сравнению с 9 месяцами прошлого года уменьшилась на треть. Такая тенденция, по прогнозам специалистов, сохранится до конца года.

То вверх, то вниз

Экономические неурядицы не обошли стороной и пивной рынок страны, но если импортеры вследствие их проиграли, то белорусские пивовары, наоборот, выиграли. Так, если с января по март наблюдалось постоянно растущее увеличение поставок в страну пива, 85 % которых были из России, то уже с апреля показатели начали «прыгать». То падали с мартовских 1,2 млн. дал более чем наполовину, то вырастали в мае на 469 тыс. дал — до 1 млн. дал. В июне они опять «сдали» на треть и уже в августе вновь выросли и превысили объем в 1,1 млн. дал. В сентябре, несмотря на появление в обменниках валюты, поставки импортного пива резко сократились — на 685 тыс. дал. Казалось бы, у отечественных игроков на фоне уменьшающихся объемов ввоза заграничного пенного напитка и значительного роста цен на импортный продукт появились неплохие возможности для расширения своей доли рынка. Но не тут-то было…

«Производство пива в Беларуси за 10 месяцев 2011 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросло на 18 % и составило почти 40 млн. дал», — делится данными начальник сектора пивоваренной отрасли концерна «Белгоспищепром» Евгений Марьюшич. Если брать разбивку по месяцам, то здесь нет таких колебаний, как у импорта, — каждые 30 дней с конвейеров сходило все больше продукта. Значительно прибавило производство в марте — на 1 млн. дал, до 3,65 млн. дал, а потом темпы были уже не столь значительными: хмельное «подтянулось» в мае на 654 тыс. дал — до 4,5 млн. дал, показало плюс еще на 548 тыс. дал в июне. Правда, с осени началось падение: с отметки 5,3 млн. дал на 1 млн. дал ежемесячно. Но этот спад, как говорят сами пивовары, для них традиционный — он связан с сезонными колебаниями спроса.

Производители не спешат радоваться растущим объемам производства и наметившемуся подъему продаж, считая их следствием накопительной динамики с начала года, и отмечают стагнацию рынка, начавшуюся в июле. «До этого времени цены на пенный напиток «отставали» от уровня инфляции, рынок рос. Но уже в середине лета игрокам пришлось «подтягивать» стоимость пива до уровня инфляции: вместе с ростом курса валют поднялась и себестоимость производства. К тому же в сентябре повысился акциз на пиво — рынок начал ощущать ценовое давление, да и общая экономическая ситуация не позволяет людям покупать продукт так же часто и в тех же объемах, что год назад», — замечает заместитель генерального директора по маркетингу ОАО «Пивзавод Оливария» Надежда Дешковец. По словам специалиста, внезапно образовавшуюся летом нишу после автоматического увеличения стоимости импорта заняли те производители, у кого были свободные мощности. Компании, которые могли выпускать продукта больше, увеличивали свои поставки и на экспорт. Так, за границу за 10 месяцев было отправлено 5,2 млн. дал пива, что на 21 % больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Правда, в данном случае в ход шли даже складские запасы.

«Экспорт в нынешних условиях — хороший источник поступления валюты. Мы увеличили поставки за рубеж на 18 % к уровню прошлого года, заключили более 20 контрактов, начали новые отгрузки — в Молдову. Наиболее комфортным, желанным и емким рынком является российский, куда мы поставляем преимущественно премиальный продукт. Говорить о завоевании новых рынков сейчас не приходится, для этого нужен избыток мощностей либо сокращение внутреннего рынка, куда сразу придут другие производители», — говорит генеральный директор ОАО «Пивзавод Оливария» Михаил Чеченев.

Спорный момент

Какими темпами будет дальше развиваться рынок, мало кто из его игроков берется прогнозировать, но спад производства уже констатируют. Ожидают пивовары и сокращения объемов потребления. В Администрацию Президента направлен проект указа, который в случае его подписания установит новые ставки акциза на пиво. В этом случае цены на пенный напиток в следующем году будут подниматься каждые три месяца и приближаться к уровню российских. Напомним, с 1 сентября акциз был увеличен с Br 360 до Br 1 тыс. за литр, а с ноября — до Br 1,33 тыс. за литр. «В этом году акциз увеличился в 3,8 раза, в то время как цены на пенный напиток — примерно на 50 %. Ожидается, что в следующем году акциз подрастет в 2 раза по отношению к нынешнему», — замечает Евгений Марьюшич.

Рост цен на пиво означает, что его потребление в стране снизится. Если раньше речь шла о том, на что готовы пойти производители, чтобы не перекладывать увеличение стоимости на плечи потребителей, то в дальнейшем компенсировать рост акциза придется именно за счет кошелька покупателей. «Рентабельность производства уже не та, и говорить, что мы сможем частично взять затраты на себя, не приходится. За сентябрь состояние финансов игроков на рынке резко изменилось, в связи с вводом акцизов в том числе, — рассуждает Михаил Чеченев. — Уже сегодня происходит выравнивание стоимости белорусского и импортного пива, ведь часть сырья мы закупаем за границей. В дальнейшем разница не будет столь велика, и доля импорта будет увеличиваться. Надеемся, что уравнивание акциза с российским будет более растянутым во времени».

Еще одним острым моментом для отрасли является обсуждение проекта техрегламента Таможенного союза «О безопасности алкогольной продукции». В предложенной редакции есть запрет на розлив пива в оборотную бутылку. Между тем сегодня треть стеклотары, которую используют белорусские пивовары, приходится именно на такую тару. Это экономически целесообразно: оборотная бутылка обходится пивоварам в три раза дешевле, чем производство новой. Выход видится в переходе на розлив продукта в одноразовую ПЭТ-упаковку. Но, как выясняется, ее тоже хотят запретить, несмотря на заверения о безопасности такого вида упаковки. По статистике, 77 % производимого в Беларуси пива разливается именно в пластик, в структуре выпуска российских пивоваренных компаний доля такой тары несколько меньше — около 60 %. В итоге производители попросту не смогут выставить продукцию на полки, ведь сейчас в Беларуси ежегодно выпускается 700 млн. штук пол-литровых стеклянных бутылок, а в случае принятия регламента только для пивоваренной отрасли их потребуется примерно 600 млн. штук, да еще для винно-водочной 700—800 млн. штук. Существующих в стране мощностей на всех производителей не хватит, немалую долю тары придется заказывать за рубежом. В итоге бутылка для производителя может оказаться буквально на вес золота. Строить новые заводы? На это потребуется минимум 3—4 года, а за это время наш рынок займут конкуренты не только из стран ЕЭП, но и из Украины, Молдовы, Прибалтики. В итоге может снизиться инвестиционная привлекательность пивоваренной отрасли.

Поэтому концерн «Белгоспищепром» сегодня настаивает на разработке отдельного техрегламента на пиво. Поддерживают эту идею и производители. «В 2011 году планируем, что производство пенного напитка составит 45 млн. дал, — говорит Евгений Марьюшич. — Вместе с тем мощности отрасли позволяют выпускать практически 70 млн. дал данного вида продукции. Но если нам «подрежут крылья» в выпуске пива в ПЭТ-бутылке, то в лучшем случае розлив в стекло составит 30 млн. дал, и о наращивании оборотов, что немало радовало нас прежде, придется надолго забыть».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter