Цены увидел, услуг не нашел

Чем поражает Лондон наших  туристов? Величием памятников и дворцов? Несомненно. Непривычным левосторонним движением и двухъярусными рейсовыми автобусами? Понятное дело. Но не менее сильные впечатления оставляют английские магазины

Чем поражает Лондон наших  туристов? Величием памятников и дворцов? Несомненно. Непривычным левосторонним движением и двухъярусными рейсовыми автобусами? Понятное дело.

Но не менее сильные впечатления оставляют английские магазины. Два совершенно одинаковых костюма от одного и того же производителя могут отличаться по цене в 2—3 раза в зависимости от статуса торговой точки. И дело не только в престижности продавца. В бутиках покупатели платят высокую цену не столько за имидж, сколько за сервис и дополнительные услуги. И этот принцип, увы, пока не прижился на белорусском потребительском рынке. Хотя и структура отечественного ритейла разительно отличается от европейской. По крайней мере пока. Перерегистрация ИП в ЧУП – значительный  шаг вперед от принципа «стихийного» рынка к качественно новым стандартам обслуживания потребителей. Правда, эволюция торговли некоторым не по нутру.  В любом обществе найдутся люди со странностями, но в данном случае у рьяных противников ЧУПов есть свой интерес…

Увы, европейцам можно только позавидовать. В Беларуси некоторые торговцы почему-то считают: товар по одинаковой цене может лежать и на открытом рынке, и в теплом универсаме. На выходных посетил один из столичных продуктовых рынков. Домой вернулся злой и практически с пустой сумкой. На большинство продуктов питания «заводского происхождения» цены отличаются от магазинных на 100—200 рублей. В чем тогда прелесть прогулки с авоськой по свежему воздуху торговых рядов? Набор услуг в киосках самый примитивный: наш товар — ваши деньги. Карточкой не расплатишься, скидок как таковых нет, весь ассортимент умещается на полутора квадратных метрах витрины… О каком конкурентном преимуществе можно говорить? Неудивительно, если в ближайшие недели покупатели переметнутся в дискаунтеры и универсамы формата «возле дома». Цены те же, зато тепло, уютно и гарантировано качество товара.

Удивительно, откуда «выскочили» такие цены у ипэшников? Ведь издержки у них значительно ниже, чем у магазинной торговли. Объяснение одно: слишком много желающих прокормиться на палаточной торговле. На рынки сегодня приходится не более 20—30 % розничного товарооборота. Другими словами, 7—9 триллионов рублей в год. Сумма внушительная, но если ее поделить между 200 тысячами индивидуальных предпринимателей, 80 % из которых занимаются розничной торговлей, то каждому ИП достается всего 4—6 миллионов товарооборота в месяц. Даже при «крутой» наценке в 50 % после расчета с поставщиками на руках у бизнесмена остается 2—3 миллиона. А из них еще необходимо оплатить аренду, налоги, другие издержки… Из каких средств наемным работникам платится зарплата, вообще загадка. Но как-то же концы с концами сводят? А может, «накрутка» на рынках совсем грабительская — 100—200 %?

А зайдите на вещевой рынок. Более-менее приличный трикотаж стоит 50—70 долларов за единицу!

«Венгрия», — гордо объясняют продавцы.

Радует, конечно, мадьярское происхождение кофты, но кошельку от этого не легче. К тому же был я в Будапеште, помнится, там такой ассортимент на предрождественских распродажах чуть ли не на вес продают. Вещи хорошие, качественные и ноские, но по остальным критериям — ширпотреб. А за 50 долларов можно купить шикарный фирменный свитер. Сколько же он в Минске должен стоить?

— Таможенные пошлины высокие, — обычно садятся белорусские продавцы на свой любимый оправдательный конек. Как будто кто-то еще верит, что за товаром они дальше Москвы ездят. Многое, если не все, завозится на белорусские рынки из Первопрестольной. А если учитывать, что для ИП действует фиксированная ставка налога вместо НДС, то доходы государственной казны мизерные по сравнению с объемами поставок.

Сами ипэшники цены завышают, и налоги тут ни при чем. От наших розничных «накруток» у западных ритейлеров волосы дыбом бы встали. Да и у меня начинают шевелиться. Это торговцам повезло со спокойным менталитетом белорусов. Попробовали бы заработать 200 % на немцах, итальянцах или французах, потребители могли бы и поколотить за такое «наценочное хамство».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter