Цены отпустят, не теряя из виду

Розничные цены на молочную продукцию могут вырасти в среднем на 6—8 %. С инициативой очередного повышения закупочных цен на сырье выступило Министерство сельского хозяйства и продовольствия

Розничные цены на молочную продукцию могут вырасти в среднем на 6—8 %. С инициативой очередного повышения закупочных цен на сырье выступило Министерство сельского хозяйства и продовольствия. 

«То, что мы могли сделать без ущерба для потребителя, уже сделано, — сообщила «Р» начальник Главного управления экономики министерства Анна Андриевич. – Имею в виду последнее повышение закупочных цен на молоко на 10 %». Это привело к перераспределению прибыли между производителями и переработчиками, но не отразилось на покупателе. 

Сегодня сельхозпроизводители в «шатком финансовом положении», пояснила специалист, поэтому повышение закупочных цен считают в министерстве «разумным». И планируют «подтянуть» их до уровня близлежащих российских регионов. Но прибыли молокозаводов, которую они зарабатывают на экспорте, уже не хватит на покрытие этих издержек. 

В условиях прозрачной границы и резкого роста цен на молочную продукцию в сопредельных странах необходимо защитить внутренний рынок, считает Анна Андриевич. Она не исключает, что белорусы уже достали свои клетчатые сумки, чтобы наладить сбыт по ту сторону границы. По крайней мере, в торговых организациях Беларуси резкий рост реализации налицо. Перерабатывающие предприятия увеличили отгрузки на внутренний рынок, но продукции не хватает. В то же время дополнительных разрешений на вывоз этих молочных продуктов министерство не выдавало. 

По словам представителя отраслевого ведомства, на сегодняшний день в республике убыточно производство животного масла, кефира, творога. Не исключено, что именно по этим позициям розничные цены могут вырасти на 12—15 %. В то же время есть и другие меры, чтобы не допустить инфляционного всплеска и защитить потребителя — от повышения зарплат до уменьшения торговой наценки, дотирования торговли. «Скорее всего, потребители почувствуют новое повышение, — сказала Анна Андриевич. – Но не в такой степени, как наши соседи». 

Инициатива повышения розничных цен на молочную продукцию Минсельхозпрода пока не нашла поддержки у правительства и Министерства экономики. 

-------------------------------

Игорь Козловский, начальник отдела маркетинга ОАО «Барановичский молочный комбинат»: 

— Наше предприятие специализируется на выпуске казеина и сухого молока, и можно сказать, что экспортная активность по этим видам продукции в этом году даже несколько снизилась. Что же касается цельномолочной продукции, то здесь на внешнем рынке, особенно в России, был ажиотажный спрос, особенно на масло. Поэтому неудивительно, что белорусские предприятия начали искать возможности продвижения на соседние рынки. Но в нашем случае этого сделать не удалось: рост спроса совпал с резким падением объемов давальческого сырья. 

------------------------------

Елена Король, начальник отдела ВЭД ОАО «Березовский сыродельный комбинат»: 

— Дефицит молочных продуктов на белорусском внутреннем рынке был спровоцирован небольшими молочными комбинатами, у которых доли экспорта и поставок на внутренний рынок явно несбалансированы. Как правило, крупные белорусские заводы отправляют за границу не более 50 % выпускаемой продукции, все остальное идет на столы белорусских покупателей. Малые молокозаводы отгружают на экспорт до 80—95 % производимого масла, сыров и сметаны. Это и неудивительно: разница в стоимости 1 кг масла в Беларуси и России в середине октября 2007 года составила около $ 3. Кстати, рост розничных цен на продукты в России уже вызвал давно, казалось бы, забытое явление – челночество. Население приграничных районов вполне успешно возит сметану в сумках для продажи в Россию. 

Кстати, дефицит молочных продуктов, как ни парадоксально это звучит, в каком-то  смысле сказался на внутреннем рынке благотворно. Если еще полгода назад отечественные молокозаводы сталкивались с «местничеством» и с большим трудом продвигали свою продукцию в другие регионы, то теперь этой проблемы нет. Наш комбинат успешно продает свои сыры даже в Минске, хотя еще год назад  столичный рынок был для нас закрыт.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter