Какие у белорусов товары-маячки

Цены на кофейной гуще

У кого в школе не было кличек? Одного из однокашников прозвали звонко — Цевита. Не столько за любовь к популярному растворимому напитку начала 1990-х, сколько за его поразительное умение все измерять пакетиками с этим порошком. Уже и не помню, сколько один стоил: и размерность денег поменялась, да и больше четверти века прошло. Но въелось в память, что в те годы эклер в кафетерии стоил две «цевиты», бутылка «Буратино» — две с половиной, а «Ленинградский» тортик — 35 «цевит». И хотя сейчас мы уже превратились в занудливых дядек в очках, отягощенных набором познаний, в том числе и в экономике, подспудно продолжаем замерять блага жизни некими любимыми товарами. В какой-то степени ими и меряем личную экономику. И инфляцию в том числе.

goodfon.ru

Стратегии построения экономических прогнозов на обывательском уровне многогранны. И у каждого на ощущения будущего могут влиять самые разнообразные факторы. Кто-то изучает макроэкономические и финансовые индексы, другие реагируют на банковские ставки, третьи привязывают инфляционное будущее к урожаю, прогнозу погоды… Конечно, у каждого свое ощущение цен. Инфляция-то — показатель сводный, учитывает подорожание-удешевление более четырех сотен товаров. Естественно, у каждого своя потребительская корзина, и ее стоимость вверх-вниз движется по-своему, отклоняясь от средних показателей. Иногда даже очень значительно. Но личная корзина — тоже понятие весьма и весьма растяжимое. Включает многие десятки товаров. Одни покупаем каждый божий день, другие — раз в неделю и даже реже. И кто упомнит все цены? Разве что чеки подкалывать или анализировать свои траты с помощью компьютерных программ и мобильных приложений. Но многие ли так досконально отслеживают все свои траты?

На самом деле люди судят об инфляции не по личной корзине, а по так называемым товарам-маячкам. У каждого держится в голове несколько наименований, цены на которые он помнит, как «Отче наш». Кто-то держит в голове стоимость бензина, или жевательной резинки, или батона «Городской» в нарезке…

Для меня одним из таких маячков является чашка кофе в стрит-баре по дороге на работу. Беру себе капучинку в начале и в конце дня. С полгода стоимость была 1,5 рубля. Но вдруг цена поднялась до 1,8 рубля. Возможно, эти 30 копеек и не имеют никакого прямого отношения к инфляции. Возможно, демократический ценник держали после открытия — раскрутились немного и решили увеличить заработок. Есть и такой вариант. Но в голове крутится мысль: как жизнь-то подорожала!

Иной раз затрудняешься проверить на практике. Хоть убей, не помню до копейки, сколько в мой последний шопинг стоили сосиски, грудинка, молоко, йогурт и еще с десяток позиций, которые и оттягивают на себя львиную долю «питательного» бюджета. Просто не запоминаю: в голове другой информации хватает. Знаю только одно, утренняя чашка кофе навынос занимает ничтожную долю в расходах. Даже если будет 2 или 3 рубля стоить. Но именно по ней и сужу об инфляции.

Человек — существо уникальное, у каждого свой образ мышления и индивидуальный набор товаров-маячков. Но некие усредненные данные есть в любом социуме. Наверное, каждый американец знает стоимость стандартного стакана попкорна и гамбургера, француз каждый день идет в булочную за багетом и круасаном, немец — за пивом и сосисками… Впрочем, это если рисовать примитивную модель потребления. Товаров-маячков, конечно, больше. Какие они у белорусов? Вопрос, конечно, интересный. Пытался найти ответ у экономистов, финансистов, банкиров, социологов, статистиков, маркетологов… Словом, всех мыслимых специалистов, которые соприкасаются в своей деятельности с ценами и потребительской психологией. Не проводилось таких исследований в Беларуси. Хотя все признали: получить эту информацию было бы интересно. Чтобы более глубоко понимать и психологию ощущения инфляции, и ее прогнозирования. Конечно, принято считать, что мы наиболее чувствительны к товарам первой необходимости. Но их-то десятки наименований: от банана до бумажных салфеток. Стоимость каких из них бьет сильнее всего по нашим потребительским эмоциям? Вроде бы не проблема провести такое изыскание. По крайней мере, ученые интерес проявили. Но живем в рынке: у каждого действия должны быть заказчик и финансирование. Таковых пока не нашлось. А жаль…

volchkov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter