105 регистраторов в стране ежедневно следят за ценами

Цены на карандаше

Согласитесь, неприятно обнаружить в магазине, что месяц назад на ту же сумму ты мог позволить себе набрать в корзинку побольше. «А зарплата разве растет такими темпами? Разве индексация рост цен покрывает? Откуда они берутся — с потолка?» — кипятятся многие. И правда: как идет перерасчет индекса потребительских цен, который должен начинаться в тот момент, как только они перешагнут планку в плюс 5% с момента предыдущей индексации? Чтобы расставить точки над «i», специально для «СБ» Национальный статистический комитет наглядно продемонстрировал, кто, как и по какому принципу собирает сведения, от которых в конечном счете зависит настроение покупателя.


Оказывается, вся ответственность за объективное отражение дел в «потребительской корзинке» лежит на 105 специалистах органов государственной статистики. Их стараниями в 31 городе ежедневно регистрируются цены (тарифы) на товары и услуги. Поэтому специалистов так и называют — регистраторы цен. Например, рабочий день Светланы Назаровой, главного экономиста отдела статистики цен главного статистического управления Минска, в день нашего знакомства начался традиционно — в одном из столичных гипермаркетов. Светлана Валентиновна объясняет, что в зоне ее внимания только продовольственные товары:

— Динамику изменения цен по продуктам питания в торговых точках Минска кроме меня изучает еще один специалист. Иные категории, скажем, строительные материалы, электронику, технику, а также услуги, исследуют другие. Кстати, не остаются за бортом статистики даже билеты в кино и театр.

Основные рабочие инструменты специалиста — планшет с уникальной программой и предельное внимание. Ведь за день Светлане Валентиновне приходится собрать около 200 котировок, чтобы потом, в конце месяца, в общей статистической копилке имелось более 65 тысяч! Останавливаемся перед витриной с йогуртами. Принцип сбора информации отнюдь не хаотичен, говорит регистратор:


— У меня нет задачи переписать цены абсолютно всех имеющихся на витрине йогуртов — в программу занесены только самые популярные с точки зрения потребительских предпочтений.

Здесь надо поподробнее. Сегодня в «потребительскую корзину» нашей страны включены 459 видов товаров и услуг — те, что наиболее востребованы у населения. Рейтинг популярности определяет удельный вес в потребительских расходах населения за предыдущий год. Так что в основе этого длинного списка — товары и услуги ежедневного спроса: молочная, мясная продукция, рыба, хлеб и крупы, овощи и фрукты, кондитерские изделия, жилищно–коммунальные услуги, услуги городского транспорта, связи... Учтены также товары и услуги, приобретаемые реже, но все же достаточно актуальные — бытовые электротовары, посуда, медикаменты, одежда и обувь, строительные материалы, платные медицинские услуги, услуги спортивных учреждений, парикмахерских, химчисток и т.д. Еще в расчете инфляции принимают участие цены на алкоголь и табачные изделия — не важно, вредит товар здоровью или приносит пользу, он ведь у нас существенная статья расходов в бюджете населения. Начнет угасать к такой продукции интерес — она автоматически исчезнет из «корзины».

Светлана Валентиновна снимает с полки яркую баночку с лакомством:

— Для сравнения подойдут лишь те йогурты, что имеют абсолютно идентичную упаковку, одинаковый вес, процент жирности... Если в описании какого–либо товара, например, молока, имеется дополнительный элемент, существенно отличающий его от товаров этой же группы (скажем, оно обогащено кальцием), то для регистрации и сравнения подойдет только аналогичный.

Еще одно обязательное условие — сравнение цен на один и тот же сопоставимый товар или услугу должно происходить в одних и тех же торговых организациях. Не сравниваются товары и разных производителей. Например, цена килограмма колбасы «Докторской» в этом месяце сравнивается с ценой кило «Докторской» того же производителя в том же магазине и не может сопоставляться со стоимостью колбасы другого производителя, другого наименования и в другой торговой точке. Все данные регистратор соответствующим образом обрабатывает, рассчитывая средние цены по каждому виду товара (услуги), и сравнивает с предыдущим месяцем. Кстати, если товар участвует в акции, цена все равно регистрируется, но в программе делается отметка. Зато не принимаются к регистрации цены, сниженные по причине дефекта упаковки или истекающего срока годности, ведь их партия в общем объеме потребления слишком ничтожна — такие данные могут только навредить принципам объективности.

У регистраторов, специализирующихся на услугах, тоже свои правила. В частности, ими принимается во внимание конечная стоимость услуги, которая выставляется клиенту для фактической оплаты. Так, например, ежемесячную плату за холодное водоснабжение с человека эксперт определит исходя из вереницы составляющих: тарифов за куб холодной воды в пределах установленной «социальной» нормы плюс сверх норматива, а также фактического расхода воды в пределах и сверх нормы. Потом все эти данные будут учтены при расчете, как же изменилась стоимость холодного водоснабжения для населения в целом.

В общем, ежедневный объем задач регистратора впечатляет. За месяц Светлане Валентиновне приходится открыть двери до 30 торговых объектов и обработать более 3,5 тысячи котировок. Вам кажется такая работа завидной и непыльной? А ведь посетитель без корзинки или тележки, который часами только и делает что разглядывает товар и что–то там у себя помечает, частенько вызывает весьма негативные эмоции у администрации магазинов.

— Были случаи, когда моих коллег без всяких объяснений охрана просто выводила из торгового зала, как говорят, под белы ручки, — вспоминает Светлана Назарова. — Потом, конечно, все утрясалось, но сам инцидент, поверьте, способен надолго вывести из равновесия. Когда же занимаешься регистрацией цен на рынке, то без крепкого словца, а то и брани в твой адрес обходится нечасто. Вообще за 14 лет работы я уже привыкла к негативу и даже стараюсь смотреть на многое философски. Ведь данные все равно нужно собрать. И поэтому приходится изобретать собственные уловки, чаще всего просто изображаешь очень заинтересованную покупательницу...

Кстати, по словам Светланы Валентиновны, на рынках учитывается товар не только индивидуальных предпринимателей, но даже тот, которым «со своей грядки» торгуют бабушки.

КСТАТИ

Если в 1990–е «потребительская корзина» состояла из 290 товаров и услуг, то в 2007–м — из 408, а с 2015–го — из 459. Например, за последние 10 лет были добавлены дизельное и газовое моторное топливо, моющие средства по уходу за автомобилями, фотокамера цифровая, кухонный комбайн, машина посудомоечная, жалюзи, ламинат, курсы по подготовке водителей, услуги банков, а также по подключению к интернету, по страхованию личных транспортных средств, технический осмотр автомобилей, аренда квартиры у физических лиц.

eversman@sb.by

Советская Белоруссия № 37 (24919). Пятница, 26 февраля 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter