В секции сельхозпродукции БУТБ выставлены на торги свыше тысячи товарных позиций

Цены и сделки как на ладони

Торги на БУТБ: в сентябре жом там продавали по 118 евро за тонну, а на прошлой неделе уже по 170

Для БУТБ 2020-й стал особым — 15 лет назад здесь прошли первые торги по реализации лесных ресурсов. В тот же год стартовала работа секции сельхозпродукции, ставшая с тех пор самой популярной площадкой для продажи и покупки многого из того, что производят наши аграрии и переработчики. Биржу сегодня называют крупнейшей на спотовом рынке СНГ и Восточной Европы, преимущества заключения сделок на ней оценили десятки тысяч участников, а объемы реализованной продукции перевалили за миллиарды долларов. Кому выгодно торговать на бирже, благодаря чему наши производители существенно экономят на закупках рассказал начальник управления торгов сельхозпродукцией БУТБ Виктор Дерешов.


— Виктор Владимирович, в процесс биржевой торговли вовлечены многие предприятия-производители, переработчики, с каждым годом их круг расширяется, равно как и перечень позиций. Напомните, с чего начиналась история секции сельхозпродукции, ставшей ядром этого сегмента товарного рынка республики?

— С первых дней существования биржи наряду с лесом и металлом началась торговля сельхозпродукцией. Такая расстановка приоритетов объяснима: сельхозпроизводству уделяется повышенное внимание, его влияние на экономику велико. А первыми товарами, выставленными на торги в нашей секции, стали сухое обезжиренное молоко, технический казеин, необработанные шкуры крупного рогатого скота. Принципы, которыми руководствовались на первых порах, актуальны сегодня: помогать отечественным предприятиям продавать продукцию на внутреннем и внешнем рынках, обеспечивать прозрачность и объективность формирования рыночных цен, расширять перечень товаров и услуг, содействовать диверсификации экспорта.

Что было самым сложным? Преломить настороженность участников. Как известно, все новое воспринимается с опаской. Торги на бирже исключением не стали. Но ни одно опасение, как показало время, не оправдалось. Продавцы увидели, что можно реализовать продукцию (а это были экспортные позиции) в конкурентной борьбе и получить дополнительную выручку от роста цен. В то же время у покупателей появилась возможность одномоментного доступа к основному ресурсу того же сухого обезжиренного молока. Понравилось и то, что отпала необходимость обзванивать все предприятия и искать, у кого купить. Клиенты пришли на площадку, увидели как на ладони весь ассортимент продукции и тут же нужное приобрели. Их высокая активность, увеличение числа товаров — лучший показатель доверия к биржевым торгам. Начинали мы с трех наименований, потом добавились сливочное масло, сыры, рапсовое масло. Сегодня уже говорим более чем о тысяче товарных позиций. Оборот по секции за все время — свыше 4 миллиардов долларов.

— Секция имеет большой вес на биржевом товарном рынке пространства СНГ и Центральной Европы. Как считаете, благодаря чему?

— Подчеркну, БУТБ — это электронная площадка, где можно открыто и прозрачно продавать товары и услуги по рыночной цене в условиях свободной конкуренции. По результатам торгов публикуются биржевые котировки, а учитывая широкий ассортимент, можете представить, какой это объем. Это обстоятельство крайне ценно и необходимо участникам для понимания ситуации на рынке. О нашем авторитете красноречиво расскажет такой пример: результаты и котировки биржевых торгов на молочную продукцию стали для представителей российского и европейского рынков ориентиром чуть ли не с первых дней их проведения! И интерес со стороны продавцов и покупателей благодаря расширяющемуся ассортименту постоянно растет. Ключевым назову и онлайн-доступ к торгам. Это же очень удобно, находясь в любой точке мира, не покидая рабочее место, бесплатно скачать программное обеспечение, тут же разместить заявку и работать. И, пожалуй, главное: на многих биржах участниками выступают профессионалы — брокеры, представляющие своих клиентов и совершающие от их имени сделки. У нас же любое юридическое лицо может самостоятельно выходить на торги. Исполнение договоров тоже под нашим контролем. И защита, скажу вам, серьезная: число проблемных сделок не превышает одного процента.

— Сказался ли на работе вызов этого года — пандемия? Возможно, фиксировалось падение цен, спроса, или, наоборот?

— Да, ситуация сложилась непростая, но некоторые предприятия сумели извлечь выгоду из нее и даже нарастили экспорт. Мы тоже вышли без потерь. Все наши товарные позиции остались. Более того, добавились новые направления, к примеру свекловичный жом и меласса. Активно стали продавать средства защиты растений, ветеринарные препараты, витамины. Что касается работы секции, то ежедневно проходит 3—5 торговых сессий, в неделю около 18—20. Всего с начала года их было 900, совершено 7 тысяч сделок на 877 миллионов рублей. Оборот уже на 12 процентов превышает прошлогодний показатель. Поделюсь фактом, вызывающим особую гордость: объемы продаж сельхозпродукции увеличиваются на протяжении последних шести лет.

Наибольший удельный вес в товарообороте приходится на торги шротами, кормовыми добавками, зерном, растительными маслами на внутреннем рынке. Это около 50 процентов. Вторую строку занимает молочная продукция — 22 процента. Второй год продаем сырое коровье молоко, его доля — 11 процентов. Порядка 7 процентов приходится на рапсовое масло. Активно совершаются экспортные сделки по реализации молочной продукции: сухого обезжиренного молока, сливочного масла, сыров. Высокий спрос на рапсовое масло. При этом отмечу: для нас важна любая товарная позиция и мы готовы ее развивать.

В торгах участвуют все молоко- и мясоперерабатывающие предприятия, комбинаты хлебопродуктов, птицефабрики, агрохолдинги, сельхозпредприятия, а также свыше тысячи зарубежных компаний. Каждый год количество клиентов увеличивается где-то на три сотни, постоянно активных — более 2 тысяч.

— Как понять, что тот или иной товар может быть интересен для предприятий и они станут активно за него бороться? Бывает ли, что с такой инициативой напрямую обращаются производители и переработчики?

— Инициатива может исходить от любого предприятия.

— То есть можно позвонить и сказать, так, мол, и так, Виктор Владимирович, есть интерес?

— Да, в том числе и так. Например, предприятие хочет продавать такой-то товар. Пожалуйста, присылайте нам информацию о нем. И если сведений достаточно, включаем ее в перечень товаров, допущенных к биржевым торгам, описываем все характеристики. После этого можно размещать заявку на продажу. Таким образом на биржу пришло немало товаров, в том числе кормовые добавки. Были сначала монокальций фосфат, дрожжи. Потом добавились комбикорма, премиксы, аминокислоты, другие компоненты. Мы никому не отказываем в такой возможности, только надо предоставить необходимые данные о товаре для включения в перечень.

— Кстати, предложение продавать жом и мелассу тоже пришло от переработчиков?

— Это совместная инициатива переработчиков и биржи. Продукция востребована на внутреннем рынке, есть ресурс для экспорта. Учитывая спрос за границей, продажа на бирже в конкурентной борьбе могла бы стать более эффективной. Попробовали и не прогадали. Торги проходят два раза в неделю, продавцы — отечественные сахарные заводы. Покупатели — компании из Литвы, Латвии, Эстонии, Нидерландов, Украины, России. Причем в каждых торгах участвуют около 15 претендентов на белорусский товар. С сентября продали почти 9 тысяч тонн жома и свыше 5 тысяч тонн мелассы почти на 2 миллиона евро. Торги набирают обороты, число иностранных покупателей увеличивается. Разумеется, выгоду оценили и сахарные заводы. Судите сами: в сентябре меласса торговалась по 80 евро за тонну, спустя несколько сессий ее уже брали по 90. Жом продавали по 118 евро за тонну, а на прошлой неделе цена превзошла 170 евро. И, скорее всего, это еще не предел.

— Продажи сырого коровьего молока на БУТБ с начала года стабильно росли, и к третьему кварталу оно вошло в тройку самых продаваемых. Насколько известно, сырое молоко — сезонный товар. Об этом говорит и динамика биржевых цен: в пору массового предложения она снижается. Спрогнозируйте для наших читателей, как в ближайшие месяцы будет развиваться ситуация на рынке молочных продуктов?

— Действительно, в торгах участвуют свыше 40 производителей, в два раза больше, чем в начале года, а также практически все молокоперерабатывающие предприятия. Пока на бирже продаются небольшие объемы — около 1,5 процента от всего производимого в стране. Но даже при этом цены, которые формируются, очень интересны всем участникам торгов. Молочный рынок относительно стабильный, есть сезонные изменения цены весной и осенью. Но это обстоятельство известно каждому участнику торгов. Существенных колебаний не предвидится и на рынке другой молочной продукции. Конечно, в разных странах могут вводиться из-за пандемии карантинные меры, и они-то могут повлиять.

— Есть ли резерв для привлечения к участию в торгах как можно большего числа продавцов и покупателей? Сделки, насколько известно, могут совершать не только резиденты.

— Это существенное уточнение — биржа предоставляет услуги по совершению транзитных сделок. Уже есть случаи, когда сухое обезжиренное молоко в этом году продавали и покупали компании из России. То же рапсовое масло больше чем на миллион евро на нашей площадке у россиян купила литовская фирма. Налог из биржевого сбора от совершения сделок уходит государству. Это финансовый аспект. Но есть и репутационная сторона: чем больше будет таких сделок, тем больше участников рынка из других стран поймут, что можно не только за белорусским приходить, но и за продукцией других стран. Это хорошо работает на имидж биржи как международной площадки.

— Некоторое время назад заявлялось о запуске первых торгов продукцией изо льна. Если не ошибаюсь, некоторые оте­чественные заводы предлагали льноволокно на торгах.

— К нам обратились несколько китайских компаний, готовых закупать белорусское льноволокно. Есть интерес и со стороны европейских предприятий, однако сделок пока не было. Так что сейчас работаем над привлечением потенциальных покупателей, чтобы обеспечить достаточный уровень конкуренции.

— Виктор Владимирович, каким вам видится развитие секции сельхозпродукции? Есть ли ресурс, способный еще больше повысить привлекательность торгов?

— В первую очередь — внимание активно торгуемым товарным позициям. Будем стараться увеличивать число участников торгов шротами, жмыхами, растительными маслами. Это позволит создать максимальную концентрацию спроса и предложения и тем самым заметно повысить эффективность торгов. В таком же направлении видится развитие экспортных торгов мясо-молочной продукцией, при этом упор — на диверсификацию рынков сбыта. Один из приоритетных — Китай, который импортирует белорусскую сельхозпродукцию. Будет расширяться и номенклатура биржевых товаров. Это перманентный процесс. И, несмотря на ежегодное увеличение количества товарных позиций в секции на 100—150 наименований, нам еще есть куда расти. Ведь перед нами довольно амбициозная цель — перенести на биржевую площадку все многообразие сельхозтоваров.

— Спасибо за интересную беседу!

veselukha@sb.by

Фото предоставлено пресс-службой БУТБ.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter