Почему дорожают автомобили

Цены едут вперед

Для автомобильного рынка 2021 год оказался нетипичным. Пандемия, простой сборочных производств, нехватка электронных компонентов, рост стоимости комплектующих. Дефицит новых машин возник по всему миру и к настоящему моменту только увеличивается. Закономерно, что и бэушные авто подскочили в цене — их стоимость возросла на всех рынках. С какими тенденциями столкнулись производители и автодилеры? Что ждет покупателей в наступившем году? На эти и другие вопросы ответил Сергей Варивода, член правления Автомобильной ассоциации «БАА».

Под диктатом продавца


— Сергей Михайлович, какие знаковые тенденции отличали отечественный авторынок в ушедшем году?

— Впервые на моей памяти рынок новых легковых автомобилей в стране столкнулся с масштабным дефицитом предложения. Ограничения коснулись в той или иной степени всех без исключения марок и автодилеров. Поэтому авторынок стал нетипичным образом территорией продавца, рыночная сила которого начала доминировать над возможностями покупателя. Ощущая ограничение возможностей выбора и повышение цен, потребитель оказался в некомфортных для него условиях. Тотальная зависимость дилерского рынка Беларуси от российских поставщиков-производителей и инфляция в автомобильной отрасли соседней страны в размере более 20 % в прошлом году в полной мере сказались на ценах для наших потребителей, причем в худшую сторону.

— С какими итогами проводила прошлый год белорусская автодилерская сеть?

— Пока реализация новых автомобилей продолжает падать. По ее объему дилерский рынок закончил год с показателями 2017—2018 годов. Относительно 2020-го коррекция рынка, к сожалению, склоняется в сторону его сжатия и составляет 12—15 %. В итоге можно сказать, что продажи новых легковых автомобилей в ушедшем году едва превысили планку в 41 тысячу машин.

— Какие бренды были наиболее популярны в 2021 году, какие модели были наиболее востребованы?

— Рейтинг продаж по-прежнему возглавляет российская марка Lada c долей рынка почти 30 %. Отечественный производитель легковушек Geely уверенно закрепился на второй позиции. А вот за бронзу до последнего шла ожесточенная борьба между Volkswagen, KIA и Renault. В итоге немецкий бренд занял третье место по объему продаж в стране.

В модельном зачете — никаких неожиданностей. Все модели-лидеры можно смело отнести к бюджетному сегменту. Возглавляет топ-10 Lada Vesta, а всего в первой десятке у российского автогиганта четыре модели. Белорусский производитель представлен двумя моделями. По одной у Volkswagen, KIA, Renault, Hyundai.

Чипованная лихорадка

— Чем был вызван кризис полупроводников, насколько он влияет на отечественных автопроизводителей?

— У любого «идеального шторма» несколько причин. Рынок ЧИПов (и не только к автомобилям) лихорадит с середины прошлого года. Быстрый восстановительный рост мировой экономики после резкого падения мирового ВВП в начале пандемии на фоне скачка спроса на оргтехнику и бытовую электронику со стороны работников удаленного труда, колоссальный дисбаланс логистических схем поставок товаров — вот далеко не исчерпывающий перечень проблем, которые привели к дефициту микросхем в автопроме и не только.

По оценкам экспертов, разрешение проблемы поставок ЧИПов не видится быстрым. В той или иной степени проблема сохранится в течение всего 2022 года, а ее пик, вероятно, еще впереди. Влияние дефицита комплектующих, и это не только полупроводники, на объемы производства отдельных автопроизводителей мне сложно оценить. Косвенно об этом могут свидетельствовать продажи автомобилей и динамика доли рынка той или иной марки.

— Рынок электромобилей: каковы его перспективы в Беларуси, можно ли уже говорить о серьезной конкуренции с машинами, оснащенными традиционными двигателями внутреннего сгорания?

— Рынок электромобилей растет темпами, существенно превышающими динамику рынка автомобилей с ДВС. Здесь сказывается и эффект низкой базы, и льготы при ввозе и реализации электромобилей, и растущий интерес со стороны потребителей-новаторов. Однако в абсолютном выражении в продажах автомобильных дилеров электромобили не достигают и 0,1 % от общих продаж. При этом пока похвастаться продажами «электричек» могут лишь премиальные бренды. Надеюсь, в этом году ситуацию существенно оживит выход на автомобильный рынок оте­чественного бюджетного электромобиля Geely Geometry. При этом стоит отметить, что по цене бюджетный автомобиль равен цене автомобиля с ДВС в среднеценовом сегменте. Относительно высокая цена, как и недостаточно развитая зарядная инфраструктура, по-прежнему являются основными сдерживающими факторам развития рынка электромобилей в Беларуси. Пока этот рынок развивается в основном за счет «неорганизованного ввоза» гражданами автомобилей из-за пределов Таможенного союза. Однако принятые недавно в стране льготы для юридических лиц на фоне растущей активности автопроизводителей способны ускорить рост сегмента электромобилей у автодилеров. Прорыв в продажах, несомненно, будет, но в 2022 году это однозначно не произойдет.

Китай марку держит

— Каковы перспективы китайских автомобилей на белорусском рынке?

— Очевидно, что пандемический кризис существенно повлиял на отношение потребителей к китайским маркам. В условиях, когда мировой автопром испытывает тотальный дефицит комплектующих, что не может не сказываться на предложении дилерами других марок, китайские автопроизводители демонстрируют завидную стабильность поставок. Более того, как только на рынке забрезжила свободная ниша, автопроизводители из Поднебесной изменили свое отношение к авторынку Евразийского экономического союза, и все новые и новые модели без промедления стали поступать к нам.

Высокотехнологичные современные модели — это всегда важнейший фактор роста продаж. И если раньше китайские автопроизводители не торопились предлагать свои новинки в государствах ЕАЭС, предпочитая пару лет апробировать их на внутреннем рынке своей страны, сейчас ситуация стала иной. Иным стало и качество автомобилей из Китая, что отмечает и белорусский потребитель. Кроме того, дистрибьюторы Поднебесной достаточно жестко контролируют маржу в дилерской сети, не позволяя дилерам «брать лишнее» с потребителя, используя ситуацию с дефицитом машин.

Очевидно, что динамика роста продаж китайских автомобилей в стране в ближайшие годы будет очень высокой, при этом будет расширяться как марочный, так и модельный ассортимент.

— Сергей Михайлович, можно ли говорить о каких-либо прогнозах на этот год?

— Говорить, конечно, можно, но, если откровенно, в этом разговоре будет больше пиара, чем профессио­нальной оценки. В условиях высокой турбулентности в экономике, непростой ситуации, связанной с ковидом и настроениями покупателей, любые прогнозы будут лишь гаданием на кофейной гуще. Но все-таки у меня как у игрока со стажем на автомобильном рынке традиционно складывается определенное мнение и ожидания. Они основаны на предположении, что в наступившем году у рынка новых легковых автомобилей, к величайшему сожалению, не хватит достаточного потенциала для существенного роста. Во всяком случае, пока все условия на рынке подталкивают именно к такому развитию событий. Чего уж точно не стоит ожидать, так это снижения цен, если только не произойдет чудо. Но мне очень хотелось бы ошибиться — впереди еще целый год.

Егор ШВЕД, заместитель директора по продажам СООО «Атлант-М Восток»:

— Сейчас мы, как и наши конкуренты, — заложники изменения общемировых моделей бизнеса. Ситуация с полупроводниками в конечном счете выровняется предположительно к 2023 году, но это не единственная проблема. Пример — поставка магния, который используют при производстве алюминиевых сплавов, широко применяемых в автопроме. Сегодня цены на него в Европе достигли исторического максимума: за последний месяц рост составил 75 %, и магний стоит более 9000 долларов за тонну. Учитывая, что производство автомобилей и их компонентов сильно распределено по миру, любой сбой будет влиять на возможность конечного покупателя приобрести себе машину. По нашим прогнозам, рост цен не превысит 6—10 %. Думаю, все производители будут искать баланс между эластичностью рынка, спросом, возможностями производства и инновационными решениями, которые увеличивают стоимость конечного продукта.

shamko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter