Цену жизни не спросишь у мертвых…

В  результате  гибели  232  работников  страна  потеряла  38  миллионов  евро

В  результате  гибели  232  работников  страна  потеряла  38  миллионов  евро

Когда  доярка Л. собралась на вечернюю дойку, заведующая фермой сразу определила, что женщина пьяна, и запретила ей  ехать на работу. Л. не подчинилась  и самовольно полезла в  тракторный прицеп. Тракторист, выждав минуту и  не дождавшись команды,  начал движение. Вскоре он услышал крик, остановился, но было поздно… Женщина, выпав из прицепа, погибла. Так теплым летним днем под колесами трактора трагически оборвалась жизнь 38-летней матери двух сыновей-школьников, работницы КСПУ «Толочинская искра» Витебского облсельхозпрода. Специальное расследование обстоятельств гибели, проведенное государственным инспектором труда, показало: в крови погибшей этиловый спирт был в концентрации 2,7 промилле, что означает состояние сильного алкогольного опьянения. Тракторист, по заданию главного инженера отвозивший  доярок, удостоверения тракториста-машиниста не имел, к тому же использовать тракторный  прицеп  для перевозки людей категорически запрещено правилами дорожного движения… 

За три месяца этого года в стране на производстве погиб 41 работник. Но тот факт, что это на 17 человек меньше, чем за аналогичный период  прошлого года, не может уменьшить боль родных  от  потери  мужа, отца, брата. Сильно удручает,  что число погибших — при отсутствии вины нанимателя — составляет  почти половину  или  46,3 процента от общего числа смертельно травмированных!  А это значит, что почти каждая вторая смерть на производстве – результат нарушения работниками трудовой и производственной дисциплины:  выпил, не пристегнулся, не знал, забыл, проигнорировал… 

Да, за последние десять лет  уровень производственного травматизма удалось снизить почти вдвое. По этому показателю Республика Беларусь занимает лидирующее положение среди государств СНГ, но в  отдельных странах  Западной Европы на производстве  погибает   в два-три раза меньше работников трудоактивного возраста, чем в Беларуси.  Какие же основные причины гибели наших людей? Как и в прежние годы, это — человеческий фактор, то есть нарушение потерпевшими трудовой и производственной дисциплины (18,7%), требований безопасности при эксплуатации машин и механизмов, несоблюдение локальных правовых актов по охране труда (19,7%),  алкогольное  опьянение и  наркотическое отравление (8,1 %). Каждый третий  погибший находился в состоянии алкогольного опьянения. 6 % смертельно травмированных на производстве  составляют женщины, остальные 94 % — мужчины, средний возраст которых 43 года. В  большинстве это были достаточно квалифицированные работники, которые могли бы еще добрых два-два с половиной десятка лет работать на благо своей семьи и страны. 

Их гибель тяжелой моральной и материальной ношей ложится на плечи семьи и государства.  Из чего, спросите,   складываются материальные потери? Это страховые  выплаты Белгосстраха, единовременные  и  ежемесячные, по случаю потери кормильца  за счет средств обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, расходы на погребение умершего застрахованного, возмещения Фонду социальной защиты   населения произведенных расходов на выплату пенсий по случаю потери кормильца.  Это огромные суммы, так как страховые выплаты производятся несовершеннолетним детям погибших отца-матери до достижения ими 18-летнего возраста,  а если они студенты дневной формы обучения – до 23 лет, пенсионерам – пожизненно и т.д. Это потери предприятия, на котором работал погибший: затраты на единовременные выплаты в соответствии с коллективным договором, в том числе и  возмещение морального вреда (если  работник погиб по вине нанимателя),   суммы прямого материального ущерба предприятия (испорченного оборудования, зданий, транспорта и т.д.), непроизводительные расходы нанимателя на  уплату штрафов за нарушение законодательства о труде, на проведение специального расследования несчастного случая, экспертиз.  Кроме того,  в следующем после гибели работника году этому предприятию  увеличивается надбавка к страховому тарифу по обязательному страхованию от несчастных случаев. 

Что мы имеем в итоге? Даже по очень осторожным  подсчетам, которые сделал первый заместитель директора Департамента госинспекции труда Александр Семич, в прошлом  году  в результате гибели на производстве 232 работников страна потеряла более 38 миллионов евро! И, наверное, будет лишним и неуместным говорить здесь  о том, что еще никому в мире не удалось подсчитать те невосполнимые потери, которые понесли дети, жены, матери  погибших, их коллеги, друзья…      

Монтажник ОАО «Стройтрест № 12» г. Могилева Е.  отработал в этой организации 31 год, а общий стаж его работы в строительстве составлял 37 лет. К сожалению, сегодня приходится говорить о нем в прошедшем времени: в состоянии сильнейшего алкогольного опьянения он погиб. Расследование установило, что монтажник выполнял работы на высоте без предохранительного пояса  и страховочного каната. За всю смену ни прораб, ни мастер, ни бригадир  не приняли мер по отстранению  от работы пьяного монтажника. А  пьяные на рабочем месте и в рабочее время  в этом стройтресте не редкость: только за последние пятнадцать месяцев  его 12 работников уволены   за нахождение на строительных площадках  в состоянии алкогольного опьянения! И даже эта трагедия мало чему научила… 

Ежегодно наше государство разрабатывает сотни нормативных правовых, технических и локальных актов, инструкций, на предприятиях внедряются новые безопасные технологии, выделяются огромные средства на закупку нового оборудования и средств индивидуальной защиты, обучаются и переобучаются работники, сдают экзамены по охране труда наниматели.  Но всегда ли можно защитить   работника… от самого себя, его бездумных и беспечных действий и поступков, пренебрежения правилами личной безопасности на рабочем месте?.. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter