В условиях ужесточения конкуренции на внешних рынках на промышленных предприятиях страны активно развиваются научно-исследовательские центры

Центры идей будущего

В современных экономических реалиях крупные промышленные компании все чаще инвестируют в научно-исследовательские разработки. Оно и понятно, такой подход позволяет оставаться на волне технологической революции, а значит, занимать лучшие позиции на рынках. Для промышленного создания инноваций часто применяют модель, в которой определяющую роль играют научно-исследовательские центры, где и аккумулируется потенциал всех технических специалистов и инженеров. Такие проекты недешевые, однако выгода от них существенная. Подробнее о том, как эта модель развивается в нашей стране, читайте в материале «Р».

R&D-центры создаются, чтобы направить научный потенциал компаний в один вектор с целью вести научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.

Новая модель

В конце июля одно из крупнейших промышленных предприятий страны ОАО «Амкодор» — управляющая компания холдинга» открыло научно-технический центр. Проект амбициозный — центр вобрал в себя лучшие кадры коллективов управления генерального конструктора и завода «Дормаш». Для его нужд создан и опытно-экспериментальный завод, в который вложили порядка 5,2 млн долларов. Было построено с нуля современное окрасочное отделение, а также проведена реконструкция сборочного производства.



Основная задача нового объединения крайне ответственная — аккумулировать усилия разработчиков, технологов и испытателей в создании новых спецмашин, конкурентоспособных на внешнем рынке, и отправка их в производство. Кроме того, коллектив будет заниматься и проведением научно-исследовательских работ, которые будут иметь практическое применение.

Директор научно-технического центра — генеральный конструктор ОАО «Амкодор» — управляющая компания холдинга» Александр Малиновский провел ознакомительную экскурсию:



— Сейчас мы находимся в корпусе, где занимаются сваркой и сборкой узлов для лесной техники. Пройдемте на участок сборки, где расположен форвардер AMKODOR FF1681, который мы демонстрировали на открытии центра. Сейчас над ним также ведем доводочные работы и занимается отладкой программного обеспечения. На опытно-экспериментальном заводе находятся станки и оборудование, которое позволяет изготовить практически любую деталь или узел машины по всем технологическим переделам, за исключением заготовки.

Мы шли по цехам, где постоянно сновали сотрудники. Часть из них работала на новом оборудовании, а некоторые выполняли задачи на более старых станках. Александр Малиновский заметил, как я рассматриваю раритетное наследие:

— Здесь мы работаем как на новейших станках, из Швейцарии, Италии и Германии, так и на тех, что остались еще со времен СССР. Последние также используются, ведь мы обязуемся обслуживать технику своих клиентов даже после снятия ее с производства. Некоторые модели имеют ряд деталей, которые можно изготовить только на этих станках. Но в целом центр сейчас продолжает совершенствоваться и модернизироваться. За 2021–2022 годы будет закуплено и смонтировано оборудование для цикла заготовки, полностью оснастим и создадим конвейер для серийной и мелкосерийной продукции.

Уже сейчас в центре занимаются новой линейкой спецмашин «АМКОДОР» для России

По сути, уже сегодня в центре можно разрабатывать, испытывать и изготавливать все виды узлов, машин и компонентов. А это полный цикл работ для пяти дивизионов, над которыми сегодня работают в «Амкодор»: «Строительные машины», «Лесные машины», «Сельскохозяйственные машины», «Коммунальные машины» и дивизион «Компоненты». 

— Сегодня центр выполняет задачи по разработке, испытаниям, производству как опытных образцов, так и серийной техники. До этого здесь делали опытные машины и передавали конструкторскую документацию на заводы для подготовки производства к серийному выпуску. Сейчас мы будем передавать не только конструкторскую, но и технологическую документацию, а также оснастку для изготовления серийной продукции на заводы своего холдинга. Ранее этап разработки и постановки на производство растягивался на срок разработки технологической документации и изготовления оснастки специалистами заводов-изготовителей. А это время в период обостряющейся конкуренции терять нельзя. Сейчас мы оттачиваем взаимодействие с директорами дивизионов. Конкретно под их задачи в определенные сроки мы выдаем конструкторскую и технологическую документацию. Участвуем на этапе сборки опытной партии. На этапе постановки на производство наши специалисты также помогают техническим специалистам заводов.

При создании R&D-центров компания несет свои внутренние затраты, финансирует подразделения, набирает штат. Именно такой подход позволяет эффективно развиваться, быстро и гибко ставить задачи

Задача центра заключается в формировании единой технической политики на всех предприятиях холдинга, обеспечении максимальной унификации, сокращении сроков разработки за счет того, что применяются проверенные типизированные решения для всей номенклатуры машин. Это позволяет определить единые подходы внутри линеек лесной, сельскохозяйственной и дорожно-строительной техники. Благодаря центру при разработке, скажем, трансмиссии или моста здесь учитываются требования различных сегментов рынка. Отсюда и преимущества: увеличение объема производства и экономия на масштабе.

Александр Малиновский признается, что решение по созданию центра было непростым для компании. Оно требовало серьезных инвестиций. Да и саму модель работы, которая успешно функционирует много лет, как правило, менять очень сложно. Но это эволюция парадигмы создания машин, которая необходима, ведь происходит определенная глобализация, а местами и закрытие рынков. Чтобы выходить на новые направления, необходимо меняться. По-старому работать неэффективно.



И уже сейчас в центре занимаются новой линейкой спецмашин «Амкодор» для России. 

— Мы также разрабатываем новую линейку экскаваторов и автогрейдеров, работаем над тяжелым бульдозером, над компонентами для нужд всех дивизионов. Параллельно занимаемся вопросами снижения себестоимости и повышения качества. Научные разработки центра направлены на решение текущих задач и развитие перспективных направлений наших предприятий.

Также в центре трудятся над разработкой и доведением программного обеспечения машин, оптимизацией кода и повышением надежности и безопасности. Разработка управляющих программ на современной технике выходит на первый план по затратам.

Инвестиции в разработку

Сегодня такие проекты в стране появляются все чаще. В компаниях понимают: чтобы конкурировать, необходимо инвестировать в свое будущее. В целом анализируя организацию мировых производителей промышленной продукции, можно заметить, что в последние годы процесс изменений в их корпоративных бизнес-стратегиях происходит перманентно. Чтобы оставаться на плаву в своих сферах, необходимо вести активную научно-исследовательскую деятельность и таким образом превратиться в продавцов идей и разработок.



Как раз R&D-центры (центры исследований и разработок) создаются, чтобы направить научный потенциал компаний в один вектор с целью вести научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Они занимаются, как правило, получением новых знаний и их применением в производстве. Вместе с тем это очень дорогостоящий процесс, ведь работа на перспективу может иметь неопределенные сроки окупаемости. Процессы на мировом рынке не дают возможности даже крупным компаниям тратить много времени на разработки, их освоение, внедрение и продвижение. Малый бизнес с такими вопросами может и вовсе не справиться.

Но при этом важной задачей R&D-центров является развитие инновационных идей, которые бы смогли усилить научный и инновационный потенциал компании. Это, в свою очередь, позволяет поддерживать конкурентоспособность. Стоит заметить, что такие проекты лучше всего могут поддерживать крупные холдинги, которым необходимо аккумулировать идеи в одном месте. Кроме того, у холдингов есть на это деньги.



Говоря о создании R&D-центров, стоит вспомнить, что в марте прошлого года ОАО «Управляющая компания холдинга «Горизонт» также открыла аналогичный инновационный центр. Основной задачей определили становление на его же базе радиотехнического кластера, объединяющего в себе идеи и технологии в сфере промышленной и потребительской электроники, авионики, автокомпонентов для электротранспорта.

Во время церемонии открытия генеральный директор ОАО «Управляющая компания холдинга «Горизонт» Юрий Предко заметил, что центр позволит обеспечить дальнейшее эффективное развитие производства электроники в сфере реального сектора экономики, а также запуск новых амбициозных проектов совместно с российскими, европейскими и японскими партнерами.

В марте прошлого года ОАО «Управляющая компания холдинга «Горизонт» также открыла инновационный центр
Фото  БЕЛТА

На площадке центра разместится команда ключевых профессионалов, насчитывающая около тысячи специалистов: разработчиков, промышленных дизайнеров, программистов, инженеров, конструкторов, тестировщиков, проектировщиков и менеджеров, занятых разработкой стратегии, активизацией и управлением инновационными проектами.

Аналогичный проект, но с несколько другой задачей, вскоре будет работать и в индустриальном парке «Великий камень». Центр будет сопровождать научно-технические и инновационные проекты, вести поиск инвесторов с целью создания совместных производств на базе индустриального парка.

Возрождение отраслевой науки

Первый заместитель председателя президиума НАН Сергей Чижик считает, что создание R&D-центров при промышленных предприятиях является индикатором, указывающим на поэтапное воссоздание отраслевой и даже фирменной науки:



— Мы и так упустили большой период времени. Когда распался СССР, наша отраслевая наука в основном оказалась в другом государстве. Долгое время Национальная академия наук закрывала эту нишу, выполняя научное сопровождение отраслей экономики. Но, на мой взгляд, намного более эффективно, когда сами компании или отрасли думают о том, как они будут повышать свою конкурентоспособность, осваивать новую продукцию. Именно на это и направлено создание научно-технических центров на предприятиях. 

При создании R&D-центров компания несет свои внутренние затраты, финансирует подразделения, набирает штат. Именной такой подход, по мнению ученого, позволяет эффективно развиваться: задачи будут ставиться более гибко и быстро. 

— Есть возможность еще и нанимать сторонних специалистов, платить деньги другим компаниям за исследовательскую работу. Но, как правило, этот процесс эффективнее работает, когда компания сама следит за созданием новых технологий. Также есть и еще один новый тренд — создание отраслевых лабораторий. Здесь и наука, и промышленность совместно работают на отраслевую лабораторию под решение конкретных проблем.

Фото  БЕЛТА

Причем конкуренции для самой НАН, которая занимается сопровождением многих проектов уже долгое время, по мнению Сергея Чижика, R&D-центры создавать не будут. Скорее наоборот — это оптимизирует работу самой академии.

— Создание научно-исследовательских центров позволяет расти экономике. Будет расти экономика — будет увеличиваться и процент наукоемкости ВВП. Ученые смогут таким образом работать не на сиюминутные задачи, а на задачи фундаментального порядка, что существенно продвигает нас вперед. В этом случае мы раскрепощаемся в свободе выбора тематики, работаем на более дальние перспективы. Фирменная наука будет закрывать вопросы сиюминутной необходимости и решать соответствующие задачи по качеству продукции. А НАН будет закладывать наработки будущего. Так строится работа в развитых странах. Хотя ряд ведущих компаний в мире выполняют и фундаментальные исследования. На наших предприятиях такой практики пока нет. Там решают насущные вопросы. На дальнесрочные перспективы могут работать академические институты.

kryzhevich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter