Центровая страна

В старинном Страсбурге в церкви Святого Петра–младшего сохранилась фреска, по которой многое можно понять о политике и географии начала XV века, даже не имея глубоких познаний в истории. На слегка потертом временем изображении проглядывается что–то вроде построения рыцарей в крестовый поход: фигуры движутся друг за другом в порядке собственной значимости — начинает шествие Германия, завершает Литва. Так рисовал тогдашнюю Европу неизвестный художник... С Виктором Корбутом по стране и миру

В старинном Страсбурге в церкви Святого Петра–младшего сохранилась фреска, по которой многое можно понять о политике и географии начала XV века, даже не имея глубоких познаний в истории. На слегка потертом временем изображении проглядывается что–то вроде построения рыцарей в крестовый поход: фигуры движутся друг за другом в порядке собственной значимости — начинает шествие Германия, завершает Литва. Так рисовал тогдашнюю Европу неизвестный художник.


Настенная живопись в храме города, который вместе с Брюсселем является «столицей» Европейского союза, весьма символична. На аллегорической карте есть Каталония и Шотландия, отмечена даже маленькая Словения. Но нет Беларуси, впрочем, как и, скажем, Латвии. Наши страны — слишком молодые, чтобы даже пытаться искать себя на картах XV века. Но сегодня мы, к счастью, есть даже в учебниках географии, изданных где–нибудь в Чили, а вот древние Шотландию с Каталонией помечают на глобусах цветами Британии и Испании...


Согласно фреске полтысячи лет назад Германия, Италия, Франция и Англия считались ведущими за собою всю Европу — рыцари под флагами этих стран шествуют впереди колонны. Что изменилось с тех пор? По–прежнему названные страны в европейских, да и мировых лидерах — экспортируют и к нам многие свежие идеи в сфере культуры, науки, техники, влияют на политику. Пятьсот лет назад Германия и объективно, и субъективно (называя себя Священной Римской империей) являлась центром европейского мира, восточная граница которого проходила по землям нынешних Литвы (вот почему ее рыцарь завершает фресковое шествие) и Беларуси. Сегодня окраина Европы — это где–то на Урале. И не только по географическим соображением. Напомню: Россия является членом Совета Европы.


Таким образом, Беларусь оказывается в европейском центре, между очень разными странами, католическими и православными, Западом и Востоком. Эти отличия легко почувствовать, даже не выезжая за границу, сравнив два мало похожих по архитектуре и настроению города — Гродно и Гомель. Но быть в центре — значит не только разделять, но и соединять — два полюса, две части одного целого. Что и подтверждают туристы, в отзывах которых с российской стороны звучат признания, какая мы «типично европейская» страна, а со стороны западных — как у нас причудливо переплетаются европейская аккуратность с широтой души, характерной в особенности для русских.


А в мае нынешнего года белорусские и российские геодезисты официально объявили, что, по их расчетам, центр Европы находится в сквере перед главпочтамтом Полоцка. Что, конечно, можно назвать прямо–таки мистическим «совпадением», если вспомнить, что Полоцк — «древняя столица» Беларуси, отсюда родом святая Евфросиния и Франциск Скорина, и продолжить рассуждения в духе того, что белорусы «первые и лучшие», а коль кто–то в этом сомневался, то вот вам — научное подтверждение.


Впрочем, все очень серьезно. В Полоцке понимают, что нужно делать с новым статусом города: «Этот брэнд будет использоваться, ведь каждая идея должна работать. Центр Европы обязательно должен привлечь иностранных туристов, и мы сможем им показать еще одну достопримечательность», — заявляют официальные лица города.


Теперь пора сделать очень важный вывод для всей страны. Слово «брэнд» — модное, но уже замусоленное, хотя в данном случае очень уместное. У каждой страны есть имидж и брэнд. Но Германии и прочим западным странам и королевствам со времен написания страсбургской фрески реклама не нужна — у них есть веками устоявшаяся репутация. Труднее молодым государствам. Вот Латвия решила объявить себя «страной, которая поет». Таков официальный туристический слоган наших соседей. Конечно, с этим могут поспорить многие — всюду ведь поют! Но Латвия «застолбила» брэнд — и шествует с ним по миру, зазывая туристов, позиционируя себя как довольное жизнью государство. Мол, хотите с нами петь и веселиться — айда в Юрмалу!


А на какую «приманку» зазывать туристов нам, коль мы до сих пор дискутируем, в чем изюминка Беларуси — в Мирском замке или в БелАЗах? Кажется, можно прекратить поиск национальной идеи (туристического брэнда). Все у нас есть от природы, от самого географического положения страны. Мы — ни Запад, ни Восток, мы — Центр, центр Европы. Пусть это знают все! И пусть едут к нам в Полоцк. И пусть в Страсбурге нарисуют еще одну, современную, фреску. Это было бы справедливо.


Автор — обозреватель газеты «Туризм и отдых».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter