В Щучине может появиться единый центр оказания административных услуг. Что это такое?

Центр, решающий вопросы

Утомительные переезды из одной части города в другую ради бумажного оформления необходимых процедур вскоре могут уйти в прошлое. В стране активно прорабатывается вопрос создания единых центров оказания административных процедур. Они станут логичным продолжением существующей системы «одно окно», которая успела себя отлично зарекомендовать. Первым решил попробовать внедрить новую систему Щучинский райисполком.

Председатель Щучинского райисполкома Сергей Ложечник показывает, как будет выглядеть первый холл здания исполкома, где разместится единый центр оказания административных услуг.

Как показывает практика, далеко не всегда для того, чтобы сделать жизнь комфортнее, необходимо иметь туго набитый кошелек. Порой достаточно подключить смекалку и задействовать существующие ресурсы. Яркий пример такого подхода демонстрирует администрация Щучинского рай-исполкома. Уже скоро жители района смогут решить любые административные вопросы, не выходя за пределы здания исполкома.

Согласно плану, утвержденному в прошлом году, в 2019‑м здание местной администрации ждет ремонт. В администрации признаются: на этот шаг пошли осознанно, заранее приведя в порядок все другие объекты, которые нуждались в ремонте, — детские сады, спортивные сооружения, школы, поликлиники. Теперь очередь местного исполкома. Выделенные на реконструкцию средства можно было потратить по‑разному. Например, закупить дорогие стройматериалы, краску, нанять именитых дизайнеров. Однако председатель Сергей Ложечник принял другое решение.

«Вот, смотрите, это наш холл первого этажа, — руководитель района разворачивает дизайн‑проект, изготовленный местным архитектурным бюро, — здесь у нас вход, сразу возле него будет стоять ресепшен, как в гостиницах. Рядом с ним — аппарат электронной очереди. Посетитель выбирает процедуру, которая ему необходима, и проходит вглубь, на диванчик, ожидать, пока над дверью нужного кабинета появится его номер. Пока ждет, он сможет выпить стакан воды, чай, кофе, воспользоваться Wi‑Fi или распечатать нужные документы».

Служба «одно окно» существует в нашей стране уже много лет. Пришло время придать ей новое дыхание.

Идея Сергея Ложечника — разместить на первом этаже исполкома все службы, которые так или иначе работают с гражданами, — подсмотрена за рубежом. Специалисты побывали в Вильнюсе, Киеве, в городах‑побратимах и всегда обращали внимание на то, как там реализована система оказания административных услуг населению. Так и родилась идея создания многофункциональных центров. Сергей Ложечник рассказывает, что его исполкомовская команда, проанализировав существующие проблемы, пришла к выводу, что этот проект местному району действительно необходим. Ведь сегодня на территории Щучинского района расположено 434 населенных пункта: «Далеко не каждый район в нашей стране может похвастаться таким количеством деревень и поселков городского типа. А ведь все жители рано или поздно приходят к нам в надежде решить свои вопросы». Сергей Ложечник приводит пример: «Как на селе человек представляет общение с властью? Увидел флаг над зданием, и сразу понятно — нужно идти туда, там все решат». Этот принцип, уверен Ложечник, не теряет актуальности и в городе: «Например, приехала бабушка в Щучин из деревни, ей нужно решить несколько своих вопросов по административным делам, а еще и в аптеку зайти, в поликлинику, на рынок, в магазин. Как все успеть? За день ведь не объедешь все службы. Когда мы внедрим систему единого центра оказания административных услуг, этот процесс значительно ускорится, сохранив самое ценное — время».

 Места для этого более чем достаточно. Здание исполкома, построенное еще в 1979 году, вполне может разместить и не один такой центр. Площадь только первого этажа — 1.459 квадратных метров. Чтобы место не пустовало, его планируют использовать по максимуму.

Реализовывать свою идею в исполкоме уже начали. «Технически мы уже собрали несколько служб у нас на первом этаже. И если стандартно в службе «одно окно» оказывается 103 административные процедуры, то у нас только на первом этаже здания можно сразу решить почти 170 вопросов», — рассказывает председатель исполкома. А дальше — еще больше.

Только холл Щучинского райисполкома имеет площадь 1.459 квадратных метров. Есть где развернуться!

Ожидается, что многофункциональный центр оказания услуг на первом этаже Щучинского райисполкома, где уже работает «одно окно», откроется в начале следующего года. А это значит, что здание еще чаще станут посещать жители района. Привычная для работников тишина сменится звуками электронной очереди и разговорами посетителей. Готовы ли к такому повороту сотрудники? «Очередей не боимся, здесь должна быть жизнь», — уверен Сергей Ложечник. К тому же, заверяет председатель, грамотный консультант сможет упорядочить процесс и в буквальном смысле станет своеобразным дирижером для всех, кому необходимо осуществить ту или иную административную процедуру.

Есть и сложности. Технически, говорит Ложечник, собрать под одной крышей специалистов из разных служб несложно. Гораздо труднее наладить взаимосвязь информационных систем. Но и в этом вопросе у инициаторов уже есть необходимые наработки.

В центре холла исполкома Щучинского района по новому проекту останется картина высотой в два этажа, написанная местными молодыми художниками в прошлом веке. Щучинцы рассказывают, что как только она появилась в здании Дома Советов, новаторство было воспринято неоднозначно. Слышались возмущения, картину хотели закрасить, но в результате вот уже более 20 лет она радует посетителей. Спустя годы новые идеи и новации по‑прежнему витают в этих коридорах. И кажется, местным жителям они по нраву.


А как работает на практике служба «одно окно»? Об этом мы спросили Татьяну Бобко, руководителя службы Щучинского райисполкома:

— Приходя к нам, человек сначала пишет заявление и предоставляет пакет документов, утвержденный законодательством. Дальше мы делаем все необходимые запросы. В день к нам обращаются около 25 человек. Самые частые вопросы, с которыми приходят, — постановка на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, сфера жилищно‑коммунальных услуг и другие. Все, кто работает в службе, относятся к разным отделам. В будущем, мне кажется, было бы удобнее, если бы нас объединили в одну структуру.

Эксперты в помощь


На прошлой неделе в Щучине прошла встреча руководства исполкома с экспертами из Европейского союза, которые с недавнего времени ездят по разным районам страны и изучают процесс оказания государственных услуг, консультируют органы местной власти и делятся своим опытом. «Итогом этих консультаций, — рассказывает Виктория Елец, представитель Министерства юстиции, — должны стать предложения, направленные на совершенствование существующей формы работы: как этот процесс можно сделать удобнее и доступнее для граждан, а также упростить все процедуры, сделать ближе к народу».


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter