Ценовой трамплин?

Кто и почему взвинтил цены на потребительские товары?«Знал бы, где упасть, соломки подстелил бы», – гласит народная мудрость. В правительстве и экспертных кругах особо и не скрывали, что проведенная в начале года разовая девальвация рубля вызовет рост потребительских цен. И в первую очередь на импортные товары. Все руководствовались здравым смыслом: снижение стоимости рубля на 20 процентов по отношению к доллару на столько же увеличит цифры на ценниках. Но здравый смысл в данной ситуации не возобладал. Почувствовав угрозу своим сбережениям и в надежде компенсировать потери, многие белорусы кинулись сначала в обменники за долларами и евро, а когда возник их дефицит, бросились «штурмовать» магазины. Тут же нашлись и те, кто быстренько воспользовался ажиотажным спросом и под шумок решил снять с него «сливки», повысив цены на ряд важнейших товаров.

На днях корреспондент “НГ” в одном из столичных овощных магазинов стал свидетелем такого диалога.
— Почем мандарины, доченька? — спросила пожилая женщина молоденькую продавщицу.
— Шесть пятьсот, написано же, — невозмутимо ответила та, поправляя упавший ценник.
— Как шесть пятьсот? Два дня назад у вас брала по пять девятьсот, а перед Новым годом вообще были по 4300.
— А что вы удивляетесь, доллар же растет...
Логика ответа (точнее, полное отсутствие таковой) удивила не только меня. “Вчера решила прикупить рыбки к ужину, — рассказывает коллега по работе. — Глянула на цену и обомлела: минтай стоит около 15 тысяч, еще недавно брала его по 11 тысяч. Наш, отечественный сок “Leto” перед Новым годом стоил 1660 рублей, сейчас уже 2370”.
Жалобы и нарекания людей вполне обоснованы в отличие от тех цен, которые установили импортеры и розничные торговцы. Буквально за две недели нового года отдельные группы товаров подорожали больше, чем за весь прошлый год.
В управлении ценовой политики комитета экономики Мингорисполкома, куда мы обратились за разъяснениями, недоуменно пожали плечами:
— Повышение курса доллара, конечно, повлияло на ценники. Тем более если продавцы сами завозят товар. Но не думаю, что можно говорить о таком росте цен. К примеру, отечественное сливочное масло с 1 января стало дороже на 7,3 процента. Что касается риса, то это импортируемый продукт, у нас он не выращивается, вот и цена на него формируется, как на любой импортный товар, — рассказал нам начальник управления Иосиф Рачицкий.
— Мы провели мониторинг цен на потребительские продовольственные товары 31 декабря, 6, 10 и 12 января, — сообщил заместитель министра экономики Владимир Адашкевич. — На определенные группы продовольственных товаров цены увеличились на 40—65 процентов, что существенно превышает уровень девальвации. С таким ростом мы никак не можем согласиться, потому что для него нет ни субъективных, ни объективных факторов. Субъекты хозяйствования, как государственные, так и частные, просто воспользовались ситуацией, возникшей в связи с девальвацией белорусского рубля, и произвольно накручивают цены на свой товар. Это вызывает понятное раздражение у людей. Мы должны пресечь такую тенденцию и защитить потребителя.
Этот вопрос вчера обсуждался на заседании Президиума Совета Министров. В самое ближайшее время правительство намерено предпринять жесткие меры для предотвращения необоснованного роста цен. В частности, принято решение о проведении точечных проверок торговых организаций и рынков по соблюдению законодательства о ценообразовании. Владимир Адашкевич уточнил, что это ничуть не противоречит указу Президента о временном моратории на проверки субъектов хозяйствования. В исключительных случаях, например при наличии явных правонарушений, контрольные органы имеют право провести соответствующие проверки.
— Проверим всю цепочку, от импортеров до розничных торговцев, — пообещал заместитель министра. — Виновные в необоснованном росте цен будут наказаны, вплоть до отзыва лицензии и запрета на осуществление торговой деятельности.
“При формировании отпускных цен на товары иностранного происхождения, — в ответ на вал обращений разъясняют в Минэкономики, —  контрактные цены пересчитываются по официальному курсу Национального банка на дату их формирования. Исходя из этого, на ранее поступившие товары импортеры имеют право  сформировать новый уровень отпускных цен, если они  числятся в учете по ценам приобретения (учетным ценам). Если же товары числятся в учете по   продажным (отпускным или розничным) ценам, то сформированные цены не пересчитываются”. Остатки товаров иностранного происхождения могут дооцениваться до уровня цен на вновь поступающие аналогичные товары, приобретаемые на территории Беларуси.
Есть определенный порядок изменения цен и на продукцию отечественного производства. Однако нужно разбираться в каждой конкретной ситуации. “Просто сказать, что все имеют право повысить цены на энное число процентов или же все не имеют, нельзя”, — объясняют в отделе методологии, анализа и прогнозирования цен Минэкономики.
“Если, несмотря на повысившиеся цены, люди покупают, разве можно в этом обвинять магазин?” — призывает не вешать всех собак на торговлю доцент БНТУ Александр Ковалев. — Надо снижать избыток спроса”. Накопившиеся ресурсы у домашних хозяйств плюс девальвация — и мы имеем дополнительный скачок спроса на потребительские товары. На уровне правительства уже прозвучало заявление об отказе от проведения индексации как ответа на девальвацию. “Это может свидетельствовать о том, что мы уходим от политики накачивания экономики деньгами”, — полагает эксперт.
Нынешний покупательский ажиотаж конечно же рано или поздно закончится. И раз покупать будут меньше, то и цены могут измениться. “К середине года некоторые товары, я думаю, могут подешеветь, — прогнозирует эксперт. — Прежде всего это товары длительного пользования”.
Некоторого падения цен (в долларовом эквиваленте) не исключает и председатель президиума Республиканской конфедерации предпринимательства Владимир Карягин. Но для этого скорее нужны не жесткие проверки, а, как это ни парадоксально, еще более значительная либерализация ценообразования.
“Чем больше предприятия-производители и торговля будут иметь свободы в ценообразовании, тем более гибко они смогут приспосабливаться к рыночной ситуации, — объясняет он. — Исходя из классических канонов, рост конкуренции приводит к снижению цен. При жесткой системе ценообразования ни производитель, ни торговля не могут снижать цены. Получается наоборот: ежемесячно поэтапно они повышают цену — на всякий случай, так как потом не смогут при необходимости значительно поднять стоимость. При свободе ценообразования продавец и производитель будут стремиться минимизировать свои затраты”.
Тем не менее, полагает руководитель конфедерации, кроме пряника все же нужен и кнут. “Сегодня в стране остро не хватает сильного государственного комитета по антимонопольной политике”, — говорит эксперт.
Точного прогноза, что же будет с ценами в нынешнем году, Владимир Карягин не дает. “Это зависит не только от уровня конкуренции, но и от стоимости денег, от обменного курса валюты, мировой конъюнктуры”, — разъясняет он.

Что и на сколько подорожало в январе

В Минске
Яблоки 6200—9060 (цена на 31.12 и на 12.01)— на 46 процентов , апельсины 3620—5930 — 63 процента, гречка 2120—2690 — 27 процентов, пшено 1140—1630 — 43 процента, минтай 10460—14170 — 35 процентов, рис 4640—5570 — 20 процентов, мандарины 4310—6880 — 60 процентов, бананы 3530—4570 — 29,5 процента.
В Могилеве уже 3 января многие магазины были закрыты для покупателей, хотя внутри их кипела работа по переоценке товара. Правда, это касалось промышленного ассортимента, и в первую очередь импортных изделий. Но и отечественных производителей, а вместе с ними и покупателей торговля “обувала” по полной программе. Скажем, плазменный телевизор “Витязь” вдруг подорожал на 352 тысячи рублей. Цена же импортных товаров подскочила и того больше: компьютер “прибавил” более 400 тысяч рублей.
В Бресте непривычная пустота на полках одного из частных магазинов в центре города, торгующего импортной техникой: выбор стиральных машин, холодильников, телевизоров, микроволновок совсем небольшой. Если чего-то нет, завтра будет, заверил услужливый работник торговли. Правда, уточнил, что цены будут немножко выше. Тысяч на 50—100 они уже поднялись с Нового года, в следующий завоз продавцы обещают примерно такое же увеличение. Разницу объясняют просто: цена зависит от поставщика. Зато товар отечественного производства, в частности холодильники “Атлант”, в ЦУМе предложили по привычным ценам.
В Гомеле также отмечается рост цен на потребительские товары, что, однако, не снижает высокий потребительский спрос:
— Я прежде предпочитала рынок государственным и частным магазинам, а сейчас цены на нем приблизились, а то и превысили магазинные, — говорит Ирина Гончарова, мать двоих детей. — Так, если раньше за килограмм горбуши я платила примерно 7 тысяч рублей, вчера пришлось выложить 11 тысяч. От полутора до четырех тысяч рублей выросли цены на чай, кофе, фрукты. Потребовались простенькие носки для пятилетнего сына, перед Новым годом я заплатила бы за них полторы тысячи рублей, а сейчас вот отдала в два раза больше.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter