Источник: Знамя юности
Знамя юности

Репортаж: как представители профсоюзов отслеживают рост цен в торговых объектах

Ценовой фактор

Совершая покупки в продовольственном магазине, мы редко обращаем внимание на их стоимость: как правило, берем продукты знакомых брендов и не сопоставляем цены на аналогичные товары других производителей. Другое дело, когда в магазин под видом обычного покупателя отправляется представитель профсоюза, задача которого – мониторинг ценовой ситуации в торговых объектах. В один из таких рейдов отправилась и корреспондент «Знаменки».

Фото  pixabay.com

Четверг. Полдень. С пред­седателем Советского районного города Минска объединения организаций профсоюзов Галиной Зверко встречаемся у одного из универсамов шаговой доступности. Наша цель – выяснить, как в магазине обстоят дела с ценами на социально значимые продукты. В перечне – 23 наименования товаров, без которых сложно обойтись человеку, и графы для указания цены. С собой у Галины планшет, в котором она заполняет специальную электронную анкету и фиксирует сведения. Прогуливаясь между прилавками, специалист обращает внимание на то, что основная цель мониторинга – предотвратить необоснованное завышение цен, прикрываясь пандемией:

– Помните, как в начале этого года под влиянием потребительского ажиотажа резко подорожала гречка? В целом по сравнению с осенью прошлого года цены остались практически без изменений, однако на некоторые продукты стоимость все же выросла: на ту же гречневую крупу – более чем на 60 процентов, растительное масло – около 12 процентов, фрукты – 31 процент.

Направляемся к прилавкам с молочной продукцией. Объект нашего интереса – молоко цельное стерилизованное жирностью 2,5–3,1 процента. Пристально осмотрев все представленные наименования, Галина фиксирует стоимость в анкете:

– Могу указать цену как за килограмм или литр, так и за отпускаемый объем. Например, это молоко разливают в бутылки по 0,9 литра.

Галина Зверко

Точно так же осматриваем прилавки и с другими товарами: хлебом (ржаным и пшеничным), макаронами, крупами, овощами, мясом (здесь нас интересует стоимость свинины и говядины). Важный нюанс: цену на акционные товары в анкете указывать запрещается.

Галина Зверко в шутку замечает: даже когда идет в магазин в личных целях, у нее почти всегда срабатывает приобретенная профессиональная привычка сравнивать цены на товары. У прилавков с овощной продукцией она обращает наше внимание на лоток с белокочанной капустой – по 39 копеек за кило:

– Некоторые овощи в магазине можно приобрести даже по более низкой цене, чем отпускают на сельскохозяйственной ярмарке в выходной день. Поэтому, чтобы не упустить личную выгоду, имеет смысл быть более внимательными к тому, что и почем вы кладете в корзину.

Собранные сведения специалисты на местах передают Федерации проф­союзов, которая проанализирует все факты резкого роста цен и направит эту информацию Министерству антимонопольного регулирования и торговли. В отношении нарушителей ведомство вправе применить санкции – от предупреждения до штрафа.

На недавнем брифинге председатель ФПБ Михаил Орда подчеркнул, что от уровня цен зависит и уровень жизни людей, поэтому данный вопрос находится на особом контроле:

– Мы видим, что есть отдельные производители и продавцы товаров, которые стараются поднять цены. Но там, где на это нет экономического обоснования, мы совместно с Министерством антимонопольного регулирования и торговли, Национальным банком и Национальным статистическим комитетом будем это пресекать.

КСТАТИ

В Федерации профсоюзов открыта горячая линия по вопросам ценовой ситуации на потребительском рынке. Все, кто заметил в мага­зине, в котором чаще всего совершает покупки, резкий скачок цен, могут со­общить об этом по телефону: 8-017-203-95-62 с понедельника по пятницу с 10:00 до 12:00 и с 14:00 до 16:00.

СКАЗАНО

Дмитрий Шевчук, начальник главного управления социального партнерства и трудовых отношений аппарата Совета Федерации профсоюзов:

– С 20 по 25 число каждого ме­сяца проводим ежемесячный мониторинг, в котором задействованы в первую очередь наши городские и районные объединения. Мониторинги проходят как в магазинах шаговой доступности, так и в крупных торговых сетях государственной и частной форм собственности. Всего анализируются 72 позиции продуктов, из которых складывается потребительская корзина. Это позволяет нам видеть ситуацию как по стране, так и в отдельно взятых регионах. Затем эти данные мы соотносим с уровнем средней заработной платы и делаем прогнозные показатели в отношении мер, которые необходимо предпринимать в том или ином районе. Весной этого года мы запустили еженедельный мониторинг по товарам наиболее важной социальной значимости – 23 позициям.

Главная цель работы, которую выполняют представители проф­союзов, – предупредить повышение цен и выявить причины, способствующие этому. Весной, когда отмечался достаточно высокий рост цен, мы обращались в правительство с предложением ввести государственное регулирование на определенный перечень товаров. Принятые меры дали результат: около полугода цены на эти товары не растут.

На постоянной основе собираем экспертный совет по вопросам тарифов и цен, в который входят представители Федерации проф­союзов, Министерства антимонопольного регулирования и торговли, Нацбанка и Национального статистического комитета. Приглашаем другие государственные органы, которые могут прокомментировать определенные моменты и помочь принять необходимые меры. Для точечного реагирования на отдельные факты необоснованного роста цен ФПБ привлекает депутатов Палаты представителей и Совета Респуб­лики.

derzhanovich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Фото: Алексей МАТЮШ