Ценные приоритеты

За счет чего можно обуздать инфляцию

За январь — апрель этого года экономика показала небольшой прирост. Но в числе проблем, волнующих людей, по-прежнему отмечается уровень инфляции. Ее снижение правительство рассматривает в качестве одной из главных задач. Почему же растут цены и как их остановить? Что будет с курсом рубля и процентными ставками? Своим мнением на сей счет с “НГ” поделился заместитель директора Института экономики Национальной академии наук Гарегин ВАРДЕВАНЯН.

По труду и зарплата

— Гарегин Левонович, у нас сохранилась мощная промышленная база, огромный потенциал имеет сельское хозяйство, не выращиваем разве что апельсины да бананы. Почему же не удается обуздать инфляцию?

— В числе главных причин я назвал бы отсутствие последовательности и системности в проводимой макроэкономической и денежно-кредитной политике. Ее половинчатость объясняется стремлением достигнуть компромисса между двумя взаимоисключающими целями: снижением инфляции и, с другой стороны, стимулированием экономического роста и сохранением рабочих мест. Это извечная проблема, требующая расстановки акцентов в области приоритетов. При внешних характеристиках жесткости денежно-кредитной политики, выражающейся в высоком уровне процентных ставок, тем не менее продолжается практика льготирования ставок по кредитам для определенного круга государственных предприятий, а также по ресурсам, предоставляемым на реализацию государственных программ. Внеэкономическое кредитование, среди пользователей которого достаточно много неэффективных предприятий, обусловливает высокие темпы роста требований банков к экономике. При этом велика доля краткосрочных кредитов, направляемых в оборотные средства, в том числе на выплату заработной платы. Таким образом, сохраняется роль такого фактора инфляции, как рост денежной массы в обращении, о чем свидетельствует динамика базового индекса потребительских цен, очищенного от изменения цен на регулируемую государством группу товаров. Так, темп роста этого индекса в январе — апреле нынешнего года к декабрю предыдущего составил 4,9 процента, то есть выше, чем за аналогичный период 2013 года — 4,4 процента.

Вторым фактором, негативно влияющим на инфляцию, являются неадекватно высокие темпы роста оплаты труда в экономике, обусловленные отсутствием связи уровня оплаты труда от результатов финансово-хозяйственной деятельности на государственных предприятиях. Продолжает складываться ситуация, при которой, несмотря на сокращение рентабельности продаж и выручки от реализации продукции, рост складских запасов, заработная плата на предприятиях продолжает расти. Вместе с тем недопустимо повышать зарплату в условиях дефицита собственных оборотных средств, для восполнения которого приходится прибегать к привлечению банковских кредитов. Это рецидив “жизни не по средствам”, которая, как мы неоднократно убеждались, к добру не приводит. Роль этого фактора инфляции подтверждается тенденцией опережающего роста индекса потребительских цен (ИПЦ) относительно индекса цен производителей промышленной продукции (ИЦПП). В прошлом году ИПЦ вырос на 16,5 процента к декабрю предыдущего года, тогда как ИЦПП только на 10,7 процента. В январе — апреле текущего года эта тенденция сохранилась — прирост индексов составил 6,6 процента и 4,1 процента соответственно.

Третий фактор раскручивания инфляционного маховика — существенный рост цен и тарифов на платные услуги населению, которые увеличились за четыре месяца текущего года на 11,8 процента и внесли наибольший вклад в рост ИПЦ в целом.

Курсовая работа

— Снижение инфляции правительство и Нацбанк считают одним из главных приоритетов. На ваш взгляд, что нужно предпринять, чтобы остановить рост цен?

— Меры по снижению инфляции необходимо осуществлять комплексно и согласованно, включая политику в сфере оплаты труда, денежно-кредитную и ценовую политику, особенно в части платных услуг. Вопервых, необходимо провести инвентаризацию государственных программ, а также выявить другие резервы сокращения объемов льготного кредитования экономики. Во-вторых, следует усилить контроль за ростом заработной платы на тех государственных предприятиях, которые пользуются преференциями со стороны государства, увязав ее с показателями финансово-хозяйственной деятельности. В-третьих, важно и курсовую политику проводить с учетом цели по инфляции, поскольку динамика изменения обменного курса белорусского рубля существенно влияет на рост цен в силу высокой доли промежуточного импорта в цене конечной продукции отечественных предприятий.

— Кстати, что касается обменного курса, то его тоже пока не назовешь стабильным. Чего ожидать в дальнейшем?

— В начале года в связи с девальвацией национальных валют в России, Украине и Казахстане настойчиво звучали голоса сторонников девальвации и у нас в Беларуси. Сегодня мы убеждаемся в правильности позиции Национального банка, который не поддался этим паническим настроениям и не пошел на ослабление белорусского рубля “вдогонку” за валютами соседних стран. Мы видим, что сегодня российский рубль отыграл больше половины ослабления, сложившегося к середине марта текущего года. Если бы мы тогда копировали действия соседей, можно только догадываться, какие были бы последствия на валютном рынке. Вряд ли у нас были бы возможности, как у России, укреплять курс белорусского рубля.

Динамика курса рубля к доллару с начала года укладывается в предусмотренный прогнозом график. На большую девальвацию Национальный банк вряд ли пойдет, чтобы не допустить сокращения преимущества по уровню доходности вкладов в белорусских рублях по сравнению с депозитами в иностранной валюте.

Качество роста

— Недавно российский посол Александр Суриков заявил, что от создания Евразийского экономического союза выиграют все его участники. Ссылаясь на экспертов, он сообщил, что в перспективе совокупный ВВП Беларуси, России и Казахстана вырастет на 40 процентов. Соответственно на такой же процент вырастут и зарплаты белорусов. Насколько объективны такие расчеты?

— Я не могу подтвердить либо опровергнуть подобные оценки, поскольку не видел этих расчетов. Во-первых, этой информации недостаточно, поскольку неизвестно, за какой период может сложиться такой рост. По всей вероятности, речь может идти только о долгосрочном периоде.

Во-вторых, взаимосвязь между ростом ВВП и зарплаты далеко не всегда является прямо пропорциональной. Можно привести много примеров, когда при достаточно высоких темпах роста ВВП (около 10 процентов) зарплата в долларовом выражении снижалась, и наоборот. Поэтому для повышения благосостояния населения важнее не абсолютные темпы экономического роста во что бы то ни стало, а качественные характеристики этого роста. Качество роста прежде всего определяется условиями, в которых он происходит. Если рост сопровождается ускорением темпов инфляции и давлением на обменный курс национальной валюты, то он не может расцениваться как сбалансированный. Экономисты в таких случаях говорят о “перегреве” экономики.

— Нынешние высокие процентные ставки по кредитам тормозят развитие бизнеса и реального сектора экономики. В правительстве выступают за их снижение и стимулирование экономического роста. С другой стороны, снижая ставки, рискуем повторить прошлый сценарий: кредитный бум, чрезмерное давление на обменный курс и девальвационный штопор. Есть ли выход из ситуации?

— Безвыходных положений не бывает. Главное — соблюсти правильную последовательность решаемых задач. Сначала надо добиться снижения инфляции, а уж потом процентных ставок по кредитам и депозитам. Делать это надо постепенно, по мере снижения инфляции на основе постоянного мониторинга других индикаторов, отражающих поведение населения, таких как склонность к сбережениям в национальной и иностранной валютах, конъюнктуру на валютном рынке и многих других.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter