Что может остановить инфляционный маховик

Ценные ожидания

В нынешнем году ставка рефинансирования Нацбанка снижалась четырежды. Это положительный момент. В то же время темпы инфляции превысили прогнозы правительства: только по итогам января — августа ее размер достиг 12%. А ведь этот уровень прогнозировался изначально по итогам всего нынешнего года. Конечно, с побившим все рекорды уровнем печально известного 2011 года (108,7%) нынешний рост не сравнить. И все же откуда берется подпитка роста цен и что ожидает наши кошельки в будущем? Об этом “НГ” спросила финансового аналитика Валерия Полховского.


— Многие наши читатели недоумевают: как объяснить тот факт, что в СССР целые десятилетия кряду инфляция не просто отсутствовала как явление, но порой наблюдались и вовсе обратные вещи? Как пел Высоцкий: “Было дело — и цены снижали”. И только в ходе павловских реформ в апреле 1991-го был запущен ее маховик, не прекращающий свое вращение по сей день...


— Следует четко представлять, что такое инфляция, и понимать: цены могут меняться в силу различных факторов. В СССР имело место административное регулирование как самих цен, которые незначительно отличались лишь в отдаленных регионах страны, так и их роста или снижения. В рыночных же условиях происходят именно инфляционные процессы. Они имеют более сложную природу и во многом зависят от денежно-кредитной политики центрального банка каждой конкретной страны. Скажем, если такая политика мягкая, а объем денежной массы растет быстрее, нежели ВВП, растут и темпы инфляции. Именно поэтому в большинстве стран мира, в том числе и в нашей, контроль за уровнем инфляции возложен на центральный банк.


— Многие экономисты не исключают, что по итогам года инфляция у нас может превысить 17 процентов. Что вносит наибольший “вклад” в разгон цен — топливная составляющая, ЖКХ, продукты питания или нечто другое?


— Прежде всего рост цен на мясную продукцию (вследствие попадания год назад на нашу территорию извне вируса АЧС и принятых в связи с этим мер), а также на товары молочной группы. С ослаблением же денежно-кредитной политики Национальным банком рост инфляции я не связывал бы. Скорее, наоборот, Нацбанк придерживается в своей работе умеренно жесткой политики, что на текущий момент совершенно оправданно.


Зато, как это ни парадоксально, немалое влияние на рост инфляции оказывают... инфляционные ожидания субъектов хозяйствования, которые сами себя “накручивают”, одновременно накручивая цены на свои услуги и продукцию. Цены, мол, у всех растут, надо и нам не отставать. Получается гордиев узел, разрубить который способно лишь усиление конкуренции. Конечно, и в этом случае цены ниже себестоимости не упадут, но по крайней мере необоснованный их рост прекратится.


— Между тем в ближайшие годы, как известно, ожидается перевод населения на стопроцентную оплату жилищно-коммунальных услуг. Также предполагается устранение перекрестного субсидирования в этой сфере. Оба фактора неминуемо скажутся на увеличении цифр в жировках для населения. Но как они отразятся на инфляции?


— Поначалу на уровне инфляции оба фактора отразятся вполне ощутимо, но при этом надо иметь в виду ряд компенсирующих моментов. Во-первых, рост стоимости ЖКУ не особо повлияет на рост индекса потребительских цен, так как будет “растворен” в нем между другими позициями. Во-вторых, устранение перекрестного субсидирования само по себе — весьма перспективный ход, так как он позволит четко выявить реальные границы рентабельности предприятий, в полной мере оценить настоящую эффективность их работы, более четко определить пути дальнейшего повышения такой эффективности. Для экономики страны это весьма полезно: как только все встанет на свои места, инфляционное давление начнет снижаться.


— И каково ваше видение такого снижения? Ведь достичь заветного нуля в условиях открытости экономики, экспортной ориентированности и прочих объективных факторов — заведомая утопия. Можно ли назвать хотя бы наиболее приемлемые и желательные для нашей страны размеры инфляции?


— Полагаю, ближайшие год-два инфляция будет оставаться на нынешнем двузначном уровне, составляя порядка 15—17%. Однако после 2015 года может произойти снижение до 6—7%, максимум — 9% в год. Что же касается наиболее оптимальных границ такого параметра для нашего государства, то он с учетом развития страны преимущественно за счет собственных ресурсов видится мне на уровне 7—8% в год. Именно такой уровень позволяет, с одной стороны, смягчить денежно-кредитную политику Нацбанка, а с другой — не разгонять инфляционные ожидания субъектов хозяйствования, а с ними и инфляцию как таковую.


osipov@sb.by


Компьютерная графика Вероники Шнип

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter