ЦЕНные метаморфозы

Скидки: торговля не в убытке. А покупатель?
Скидки: торговля не в убытке. А покупатель?

Недавно по телевидению показали курьезный сюжет, который не нуждался ни в каких комментариях. Солидные дяди и тети штурмовали ранним утром лондонский супермаркет. Забавно было наблюдать, как англичане усердно работали локтями, пробивая таким нехитрым способом себе дорогу к заветным прилавкам. Эпидемии сезонных распродаж захватывают всех, невзирая на возраст, пол и национальность. В том числе и белорусов...

- Ой, посмотри, какая прелесть! Со скидкой она стоит всего-то 25 долларов, - тащит дама своего спутника к сумочке в витрине.

- Дорогая, это же сплошное надувательство, - упирается тот. - Ты вспомни, тут отродясь ценников не бывало! А теперь нарисовали с потолка и тут же ее перечеркнули, дескать, снизили...

И сам поспешил к витрине с часами, где красуется популярное в эти дни объявление "Тотальная распродажа". Я - следом. Спрашиваю, мол, на какие модели скидки? "Дык на все", - окидывает взглядом стеллажи менеджер. Но указаны лишь "новые" цены ("Auguste Reymond" за 1.290.000 или "Rado" за 984.000 рублей) - верная примета, что вас хотят надуть. Еще одна популярная схема одурачивания клиента - за несколько недель до часа "Х" товар дорожает, а потом объявляют "сэйл" и снижают стоимость до стартовой.

Хороший способ не попасться на эту удочку - попросить накладные и сверить цены "до" и "после". Что ж, сам предложил - сам и выкручивайся! В магазине парфюмерии и косметики я потребовал эти документы. "Хм, зачем? Мы никогда никого не обманываем", - удивилась консультант Ирина, однако бумаги принесла. Убедившись, что все по-честному (например, крем еще две недели назад стоил 51 тысячу рублей - сейчас 30 тысяч), спрашиваю: "Спрос перед праздниками неизменно возрастает. Зачем снижать цены, логичнее их, наоборот, повысить?"

- А чтобы продать товаров еще больше! - говорит она. - Если мы реализуем хотя бы треть от всей партии товаров, значит, уже в убытке не будем, эта сумма покроет все расходы: себестоимость, транспортировку, хранение, аренду, а остальные 70 процентов - наша законная прибыль.

...Магазин, где продают видеоаппаратуру, штурмуют покупатели. Несколько охранников угрюмо сдерживают толпу жаждущих расстаться со своими деньгами. Ага, значит, и здесь распродажа! Цена на телевизор с диагональю 54 сантиметра упала с 330.500 рублей до 310.000.

- После объявления скидок спрос увеличился в 6 раз! - рассказывает директор магазина Галина Буркина. - Главное - снизить стоимость в нужный момент, когда люди готовы делать покупки. Летом в честь 60-летия Победы мы проводили подобную акцию для ветеранов. Увы, ажиотажа не было, и ожидаемого результата мы не получили.

Действительно, эффективность скидок зависит от многих факторов, начиная с времени года и заканчивая грамотно проведенной рекламной кампанией. Если начать распродажу лыж в июле, вряд ли они будут пользоваться спросом, несмотря ни на какие супервыгодные предложения. К тому же покупателя надо заинтересовать, он должен заметить скидку. Клиент не клюнет на объявление, например, о снижении цен на джинсы на 1 процент.

- На Западе в определенное время все магазины разом объявляют распродажи, покупатели готовятся и с нетерпением ждут этого момента, - комментирует доцент кафедры экономики торговли Белорусского государственного экономического университета Александр Ерчак. - Если бутик останется в стороне и не снизит цены, то понесет большие потери. В Беларуси такой тенденции пока нет, скидками чаще заманивают частные лавочки. Ведь, к примеру, на одежду отечественного производства торговые надбавки невелики, и объявить на нее "сэйл" для госпредприятия значит заведомо работать себе в убыток; аналогичная ситуация и с продуктами питания. И еще - продажа всегда должна приносить владельцу прибыль, то есть магазин никогда не будет торговать в минус. А большие скидки от 50 процентов и выше означают лишь одно: супермаркет взвинтил первоначальную стоимость товара в несколько раз!

Чего еще у нас не умеют, так это правильно рассчитывать обратный эффект от распродаж. В январе-феврале торговля переживает неминуемый спад, магазины несут серьезные потери. И все потому, что новогодние скидки были слишком большими. Клиент не готов тратить деньги, а тем более платить вдвое дороже за свитер, который еще вчера мог купить по дешевке.

В принципе, удержаться от соблазна потратить деньги не так уж и сложно. Следует только сделать правильный выбор и помнить: если скидки объявляют, значит, это кому-нибудь нужно.

Компетентно

Начальник отдела финансов и цен Минторговли Тамара Сухова:

- Многие пользуются тем, что в праздники покупатель готов тратить большие деньги, идут на некоторые уловки. Например, на ценнике пишут четырехзначную цифру вместо пятизначной - 9.999, а не 10.000 рублей (нули отпугивают покупателя). В дорогих магазинах скидки для среднестатистического белоруса ничего не значат. Ему все равно, сколько стоит обычная на первый взгляд футболка - 150 долларов или 120. В то же время сезонное снижение цен - благородный жест торговли, взаимовыгодный и для покупателя, и для продавца.

Совет "СБ"

Несколько правил поведения во время распродаж:

Покупайте только те вещи, которые действительно необходимы.

Перед "шоппингом" посчитайте, сколько денег можете потратить.

Если указана только одна цена, скорее всего, здесь и не думали снижать стоимость.

Уточните, на сколько снижена цена - на 70% или же до 70%.

Обычно на распродажи выставляют старые коллекции, залежавшийся товар.

При покупке со скидками продуктов питания обратите внимание на их срок годности.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter