На выездном заседании президиума Совета Республики обсудили, как повысить престиж рабочих профессий

Ценные кадры для реального сектора

Времена, когда высшее образование было обязательным показателем «качества» человека, остались в прошлом. Сегодня все больше ценятся уникальные навыки: умение вырезать из дерева сложнейший предмет мебели, испечь торт — произведение искусства, работать на энергонасыщенном тракторе. Развитие системы профессионального образования и повышение престижа рабочих профессий изучили вчера на выездном расширенном заседании президиума Совета Республики в Минском государственном автомеханическом колледже имени академика М. С. Высоцкого. Такой формат обсуждения важнейших для жизни страны тем, волнующих большинство граждан, для сенаторов стал уже традиционным. Открывая дискуссию, председатель Совета Республики Наталья Кочанова отметила:

— Самый актуальный сегодня вопрос — это кадры для предприятий и организаций нашей страны. Беларуси нужны высококвалифицированные специалисты рабочих профессий, мастера своего дела. 

Девиз «кадры решают все» никуда не уходил и никогда не уйдет, потому что это действительно так, несмотря на развитие информационных технологий и цифровизацию.
Спикер верхней палаты Парламента напомнила о недавнем визите на модернизированный «Камволь», где часть современных станков простаивает — именно потому, что на них некому работать. А ведь предприятие вполне способно выпускать конкурентоспособную продукцию. Еще несколько лет назад аналогичная ситуация была на «­БЕЛДЖИ». 

Наталья Кочанова обратила внимание, что необходимо изучить потребность в кадрах для отдельных отраслей экономики на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Основные направления социально-экономического развития нашей  страны (а значит, и самые многообещающие отрасли экономики) определены на VI Всебелорусском народном собрании. Их следует учитывать и в системе образования. 

Не менее важна и проф­ориентация, в том числе ранняя. Благодаря широкой сети профессионально-технических (их в нашей стране 127) и средних специальных (110) учебных заведений любой выпускник 9-го класса, получив специальность, может определиться, верный ли путь выбрал. Это сэкономит не только время, но и бюджетные средства, которые могли быть затрачены на обучение в вузе. 

В связи с этим Наталья ­Кочанова напомнила требование ­Президента о практикоориентированности обучения и взаимодействии системы образования с предприятиями и организациями, на которых потом будут трудиться выпускники. В пример такой взаимосвязи председатель Совета Республики привела автомеханический колледж. 
За 75 лет его существования подготовлено около 24 тысяч специалистов высокой квалификации. По словам директора Валерия Кириленко, допрофессиональную подготовку начинают заранее: школьников Заводского района в шестой школьный день приглашают в лаборатории. Есть даже спецкурс «Автомалыш», который пользуется большой популярностью у ребят и их родителей. 

Идут занятия в Минском автомеханическом колледже.

Проект Кодекса об образовании, в котором значительное внимание будет уделено профобразованию, уже принят в Палате представителей в первом чтении. Члены Совета Республики подключаются к рассмотрению законопроектов на начальной стадии. А краеугольным камнем любого образовательного процесса должна оставаться воспитательная работа и идеологическая подготовка, акцентировала спикер Совета Республики:

— Тема кадров, которые должны прийти в реальный сектор экономики, не нова, но ее актуальность возрастает с каждым днем. Нам нужны эти люди — в строительстве, легкой и пищевой промышленности, в машиностроении и во всех других отраслях. 

Перед заседанием Наталья Кочанова пообщалась с победителями WorldSkills Belarus и участниками международного чемпионата профессионального мастерства. Эти ребята и девушки своими достижениями лучше всего доказывают: высшее образование — ­необязательное условие для того, чтобы виртуозно заниматься любимым делом.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Министр образования Игорь Карпенко:

— В проекте нового Кодекса об образовании предусматривается единый вид учреждений профессионально-технического и среднего специального образования — колледж. Это не значит, что бывшие лицеи сразу начнут подготовку кадров со средним специальным образованием. Право на реализацию образовательных программ будет зависеть от способности учреждения образования реализовывать соответствующие программы и от потребности региона в соответствующих кадрах. 

varmor@sb.by

Фото БЕЛТА
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter