Трилогия малой родины и пандемия заставили многих посмотреть на деревню другим взглядом

Ценности начинаются с деревни

Социальные стандарты, работающая земля, занятые люди — какое у Грицевичей будущее

«Сельские Советы работают отвратительно. Нам надо взяться за эту тему, притом основательно» — так жестко и нелицеприятно оценил работу местных органов власти Президент, принимая на прошлой неделе кадровые решения. Главой государства даны конкретные поручения по дальнейшему развитию вопросов местного самоуправления, вовлечению в процесс руководителей предприятий сельского хозяйства, торговли, обслуживания и промышленных предприятий, если они на территории есть. Поручение принято к безусловному исполнению, и уже в субботу глава Совета Республики Наталья Кочанова провела выездное  заседание Совета по развитию местного самоуправления при Совете Республики в Докшицком районе. «Сельская газета» также отыскала адрес, где эта работа поставлена так, как того требует Президент, а формы и методы ее постоянно совершенствуются.

Жительница Грицевичей Наталья Тимченко.
 
Масштабная государственная программа развития села в начале 2000-х определенно дала новый импульс развитию глубинки. Однако, когда речь заходит о будущем белорусской деревни, сельская демография не всегда вселяет оптимизм. Грамотно воспользоваться вложениями, сохранить и развить инфраструктуру смогли далеко не все. Немало деревень, у которых от преобразований только и остался громкий статус агрогородка. И совсем по-иному сложилась ситуация там, где за дело взялись настоящие хозяева, где смогли сохранить крепкое сельхозпроизводство, где у людей есть та самая мотивация быть ближе к своим корням, земле и природе. И тем ценен их опыт для других хозяев.

Грицевичи Клецкого района, в которых сегодня проживают чуть больше полутысячи жителей, свой статус агрогородка получили в 2008-м. И это статус с реальным, скажем так, наполнением. В распоряжении сельчан — школа, больница, три магазина, два из которых частные. Весь социальный функционал в наличии. Не хватает только кафе. Оно до пандемии тоже было, пока у райпо не появились свои трудности. Но и здесь, как говорят, свято место пусто не бывает. 

— Нашелся инвестор, который собирается открыть на этом месте точку общепита со своей кухней, а также стоянку для большегрузного транспорта, — делится хорошей новостью председатель сель­исполкома Иван Голубович. — И это дело, уверен, выгорит, планы мы уже обсудили. 

Председатель Грицевичского сельисполкома Иван Голубович.

Школа — прямо в центре агрогородка. Рядом — детская площадка, на которой резвится детвора, и автостоянка. Оказывается, это многофункцио­нальный объект социального назначения. По понедельникам и субботам — бойкое место для торговли, куда приезжают с разными товарами частники, здесь же традиционно проводятся и сезонные ярмарки. В 2016-м такая площадка построена  благодаря тому, что сельисполком занял 3-е место в конкурсе сельских проектов. В прошлом году при поддержке местного хозяйства ее заасфальтировали, а рядом благоустроили детский игровой комплекс. 

Мы очень благодарны и руководству района, и нашему сельхозпредприятию, и лесхозу, и предпринимателям, которые откликнулись и вложились в хорошее для всего агрогородка дело, — рассказывает Иван Александрович.

Жительница Грицевичей Виктория Рудко с сыном Егором.

По Грицевичам проехаться приятно, особенно в эту цветущую пору. Вдоль дороги мы не увидели ни одной заброшенной усадьбы. Но так было не всегда. Председатель сель­исполкома показывает места, где когда-то стояли запущенные без хозяйской руки полуразвалившиеся хаты. А сегодня — цветет рапс, среди которого так любят фотографироваться путешественники. С 2015 года на территории всего совета захоронили около 300 домов, от которых отказались законные наследники. 

Президентский указ об отчуждении жилых домов в сельской местности и совершенствовании работы с пустующими упростил работу сельской власти и значительно ускорил процесс борьбы с деревенской разрухой. При согласии наследника, как объяснил Иван Голубович, дома идут под снос либо продаются без долгой волокиты, как это было раньше: соблюдение всех формальностей, подготовка необходимой документации влетали в немалую копеечку, до 3 тысяч рублей. А продавали далеко не по этой цене. 

Алла МАСТОВАЯ переехала из райцентра в родительский дом.

Например, в этом году ушел к новым хозяевам дом 1952 года постройки, который последние лет десять пустовал, за 740 руб­лей. Изначальная цена — 3,5 тысячи. Купили минчане, чтобы проводить здесь семейные выходные. Сразу же навели идеальный порядок, молодой сад заложили. В прошлом году в Грицевичах пустили с молотка дом за 3700 рублей. Казалось бы, от столицы далеко, но минчане интересуются недвижимостью здесь. Недавно за 10 тысяч долларов местные продали родительский дом в центре, правда, со всеми коммуникациями и хозпостройками. 

— Мне больше нравится жить в деревне, чем в райцентре, — рассказывает Алла Владимировна, которая решила переехать в родительское гнездо. — Я здесь выросла. И мужу тут комфортнее, чем в городской коробке. Он из соседней деревни. И дети с внуками любят на выходные приезжать, картошку сажать, за хозяйством ухаживать. Дом этот папа с мамой сами строи­ли, как можно было его оставить? Стыдно было бы перед земляками. Вон и подруга моя тоже скоро переедет из райцентра. Хорошо нам здесь, на родной земле. Да и сегодня есть здесь все то же самое, что и в городе.

Татьяна ПЛЕШКО из Воронина держит буренку.

Грицевичский сельсовет — один из самых крупных в районе по территории, хотя по численности населения этого не скажешь: в 9 деревнях проживают меньше 1300 сельчан. В Светлом, например, было 65 домовладений, а сегодня осталось 7 хозяев. Но есть и большие деревни. Например, Мервины. Там сегодня 93 подворья, а всего домов — более 200. Это не значит, что они заброшенные. Люди досматривают родительские гнезда, но постоянно не живут. 

С местным народом у сель­исполкома проблем нет. Профилактическую работу чаще приходится вести с людьми пришлыми. Таковых немного. Были случаи, когда так называемые черные риелторы привози­ли сюда городских жителей, у которых обманным путем выкупили квартиры. Из семи таких горемык только один трудоустроился в хозяйство. 

Детская площадка — одно из любимых мест отдыха местной ребятни. 

Председатель признается, что работы для того, чтобы каждый уголок выглядел так же, как на картинке, еще очень много. В этих краях есть хорошая традиция: ежегодно выбирать в каждом населенном пункте лучшее подворье и на общем празднике награждать победителя. Судьба каждой деревеньки для Ивана Александровича, которому доверили руководить сельсоветом еще 20 лет назад, крайне важна. Ведь он вырос в этих краях, сам из Воронино, знает каждый уголок. И двери в кабинет председателя всегда открыты. В решении каких-то проблем приходится просить помощи у района, но чаще все трудности разруливаются на месте. Тем более земляки замечательные, которым небезразлична судьба малой родины. Например, староста деревни Заельня Валерий Кирик за собственные деньги заказал мемориальную плиту с полным списком односельчан, которые погибли на фронте или пропали без вести в годы Великой Отечественной, узнав о них в том числе и через архивы.

В том, что будущее у деревни есть, Иван Голубович не сомневается, оно за теми, кто сегодня трудится на земле, а на Клетчине таких немало: 

— Только лентяй не может найти себя в этой жизни, — рассуждает председатель сель­исполкома. — Так он нигде не найдет: ни в городе, ни в деревне. У нас ни одного пустующего участка земли нет. Вся роздана людям в аренду. Есть и талантливые ремесленники, люди с золотыми руками. Например, бондарь у нас замечательный. Есть несколько ЛПХ, которые развивают молочное направление, кто-то мясом занимается, даже мраморную говядину выращивает. Есть фермер-овцевод, у которого отара с полтысячи голов и 70 гектаров земли, кто-то птицу разводит. Все получается. Существенную поддержку сельчанам оказывает наше сельхозпредприятие, например, с посадкой участков до 16 соток по себестоимости этих работ. Да и люди сами уже давно не обрабатывают землю по старинке. Более 200 мотоблоков в пользовании населения, не считая 20 тракторов. Конечно, у деревни будущее есть. И трилогия малой родины, и пандемия обратили взор многих на глубинку, на ценности, которые начинаются с деревни.

zakharov@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter