Ученые обсудили проблемы и перспективы инвентаризации культурного наследия Беларуси

Ценности любят порядок

Охранять культурно–исторические ценности — дело благое и важное, причем как государственное, так и общественное, однако для начала требуется выяснить, а что именно мы охраняем. Иными словами, провести инвентаризацию. Казалось бы, ничего сложного, однако специалисты знают, что это не так. Проблемы историки, архитекторы и археологи обсудили за «круглым столом» по теме «Инвентаризация культурного наследия: методология и практические аспекты», который провели Институт культуры Беларуси, фонд «Культурное наследие и современность» в сотрудничестве с варшавским фондом European Urban Institute.


В прошлом веке инвентаризация проводилась за счет существования сложной системы фиксации данных в многочисленных инвентарях и каталогах. Сегодня на смену бумажным носителям приходят современные электронные средства: базы данных, размещаемые в интернете при помощи облачных технологий, и тому подобные инновации. Например, сейчас в процессе разработки платформа «Публичный банк данных недвижимого историко–культурного наследия», представленная фондом European Urban Institute (Польша). Платформа в перспективе должна превратиться в универсальный поисковик по архитектурным памятникам Беларуси: что и где находится и в каком состоянии пребывает. Нелишне, учитывая, сколько старинных усадеб и замков растащено буквально по камешку.

Еще один аспект — изменения и дополнения в Государственный список историко–культурных ценностей Республики Беларусь. Вадим Лакиза, заместитель директора по научной работе Института истории Национальной академии наук Беларуси, не скрывает — многое уже сделано, но в перспективе предстоит большая работа:

— Формирование Государственного списка проходило в несколько этапов: в 1960–е, затем в 1980–е, когда было издано «Собрание памятников истории и культуры Беларуси». А потом, в 1990–е, это издание автоматически стало основой для Государственного списка историко–культурных ценностей. При этом инвентаризация памятников не проводилась, а современные обследования показывают, что многие моменты требуют уточнения: хронологической атрибуции, локализации — кое–где ведь и названия деревень, относительно которых локализуются памятники археологии, указаны неверно, какие–то памятники просто разрушены. Дел впереди еще очень много: на сегодняшний день мы обследовали лишь около половины районов Беларуси.

Кроме того, напоминает ученый, есть еще объекты археологии, выявленные недавно в результате археологических обследований. Только на строительстве Минской кольцевой автодороги за 2014 — 2015 гг. их найдено более 20. И если, как, например, в деревне Василевщина Дзержинского района, обнаруживаются памятники, обладающие научной ценностью, объектам придается статус историко–культурных ценностей.

Кроме архитектуры и извлеченных из земли древностей есть и другие типы культурного наследия, не меньше прочих нуждающиеся в сбережении. Нематериальные ценности также необходимо охранять и систематизировать, и для этого есть свои методы, рассказывает Алла Сташкевич, начальник отдела научно–методического обеспечения деятельности по охране историко–культурного наследия Института культуры Беларуси:

— Чтобы сберечь архитектурный памятник, используются консервация, реставрация, а «живое» наследие сохраняется на совершенно иных принципах. На специализированном ресурсе Министерства культуры «Жывая спадчына Беларусi» размещена база данных того нематериального культурного наследия, которым мы обладаем сегодня, которое развивается, изменяется. Сайт призван решать задачи визуализации информации. Он абсолютно открытый, это хороший образовательный ресурс. Вся информация находится в публичном доступе. Поиск можно вести по категориям, а также по ключевым словам, географии и названию элемента.

Поучаствовать в пополнении сайта могут все неравнодушные: вы можете обратиться в Институт культуры Беларуси и предоставить информацию, сопроводив рассказ фотографиями и видеозаписями. Например, в Березовском районе есть традиция изготовления деревянной птички–оберега, а в агрогородке Одельск Гродненского района несколько семей сохраняют старинные традиции национальной кухни именно этого региона. Картофельную бабку, «пызы», «капытцы» и прочие кулинарные изыски в музей не сдашь, а сохранить рецепты вместе с фотоснимками и видеоинструкциями очень даже можно.

Помощь общественности в деле сбережения национальной культуры не просто важна, а временами поистине бесценна: очень многое, признают специалисты, держится на энтузиастах–краеведах, на волонтерах, которые работают в связке с учеными, просто на пытливых гражданах. Потому что сетовать, мол, «черные копатели» разорили археологический памятник или что умерла последняя старушка в дальней деревне, помнившая старинные сказки или напевы, нетрудно. Нетрудно также и требовать от государства: встань на страже, спаси и поднеси нам все на блюдечке. Но не худо бы и самим приложить руку к сбережению тех материальных и нематериальных ценностей, которыми мы обладаем. Да хоть вышитые прабабкой сорочки и рушники не прятать в кладовке, пока не истлеют, а передать в музей. Мелочь? Но на таких мелочах все и держится.

ovsepyan@sb.by

Советская Белоруссия № 92 (24974). Среда, 18 мая 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter