Ценники не краснеют?

Ожидалось, 12 сентября крупные красные надписи: «Содержит ГМО» — наглядно продемонстрируют покупателям, в каких продуктах имеются эти пресловутые трансгены...

Ожидалось, 12 сентября крупные красные надписи: «Содержит ГМО (генетически модифицированный организм)» — наглядно продемонстрируют покупателям, в каких продуктах имеются эти пресловутые трансгены.


Прошло более двух недель. Что же мы видим на прилавках?


— ...Да я и не знаю толком, что это за «организмы» такие. Вряд ли они у нас водятся, — работница очередного магазина вместе со мной старательно перелопачивала банки, коробки, пакетики. — Ага, вот, гляньте!


Микроскопическая надпись на этикетке кетчупа информировала: «Крахмал модифицированный». Ложная тревога, к ГМО это не имеет отношения.


Я обошел с десяток гомельских гастрономов, перебрал сотни полторы упаковок. Своими стараниями только заинтриговал магазинных секьюрити, удивлявшихся многообразию моих вкусов. Йогурт, макароны, рис, кукуруза, «быстрозавтраки», конфеты, кровяная колбаса, чипсы, крабовые палочки, пельмени, выпечка... Все впустую. Трансгены если где и упоминаются, то только в виде гордого значка: «Не содержит генетически модифицированных компонентов». Соответственно и основания для появления покрасневших ценников вроде бы отсутствуют. Их как не было до 12 сентября, так не появилось и после.


Правительственное постановление, которое ввело эту меру, преследовало понятную цель: облегчить покупателям доступ к информации. Надписи на упаковке и самый зоркий не всегда разглядит, а если на ценнике, да крупнее, чем название товара, — придется увидеть. Кстати, на подобный шаг решилась только Беларусь.


Но не означает ли картина на гомельских (и не только) прилавках, что Совмин хлопнул своим документом по пустому месту? Может, действительно не водятся у нас эти «организмы»? Вряд ли. Незадолго до указанной даты во время проведения «круглого стола» в редакции «СБ» главный санитарный врач страны Валентина Качан рассказала: положительными были 7 процентов анализов на содержание ГМО. Так куда же они делись?


Начальник управления торговли и услуг Гомельского горисполкома Василий Ранько спокоен:


— Если нет предупреждений на ценниках, значит, в магазине отсутствуют товары с этими компонентами. Руководителям нет резона рисковать — штраф до 700 тысяч рублей.


Вообще, с точки зрения маркетинга яркое предупреждение о чем бы то ни было — верный способ обрушить продажи. Впечатлительные покупатели отреагируют предсказуемо.


Начальник сектора физико–химических и микробиологических исследований Гомельского центра стандартизации, метрологии и сертификации Ирина Слученкова загружает в какой–то специальный аппарат плашку с пробами консервированной кукурузы. На мониторе отображается путаница из цветных линий — своя линия у каждой пробы.


— Вот в двух образцах присутствуют генетически модифицированные компоненты — видите?


Сама Ирина Альбертовна сталкивалась с ГМО пока только в своей лаборатории. В магазинах они ей почему–то не попадаются. Тоже, между прочим, любопытный парадокс.


С начала года ЦСМС проверил на наличие генетически модифицированных компонентов 158 образцов. «Чужие» гены нашли в 9. В прошлом году положительной была почти каждая третья проба. Увядание «моды на трансгены» в центре объясняют тем, что люди относятся к ним все более настороженно, а производители ориентируются на клиентов.


До недавних пор наши лаборатории искали генные модификации только в кукурузе и сое. Но ими дело давно не исчерпывается. Никто не отменял экономической выгоды от применения трансгенов. А значит, есть повод для чрезмерной предприимчивости отдельных бизнесменов, которые не стремятся афишировать использование ГМО. Для таких на сайте Минторга приготовлен «черный список». Бланк пока пустой.


Кроме того, начат мониторинг содержания ГМО в помидорах, картофеле, другой продукции с полей. В зависимости от результатов к концу года будет решено, стоит ли ставить эти исследования на поток.


Кто–то считает трансгены мощным технологическим прорывом, кто–то пугает ими. Споры ведутся уже 20 лет...


Бесспорно только одно: каждый имеет право знать, что за продукт он покупает.


P.S. В одном магазине мне удалось все–таки отыскать продукты с ГМО — российские чипсы и, как ни странно, ливерная колбаса местного производства. Красные надписи на ценниках были.


Мнение потребителя


Виктория КАЕШКО, гомельчанка:


— Я не озабочена проблемой содержания ГМО в продуктах, но идея с ценниками правильная. Ее надо бы развить. В последнее время все чаще вижу, что производители, в том числе и отечественные, наловчились вместо натуральных продуктов использовать хитрые заменители. Там, где раньше была настоящая шоколадная глазурь, — теперь какая–то субстанция, напоминающая шоколад лишь по цвету, вместо цельного молока — порошковое... Почему бы не писать на ценниках что–нибудь вроде: продукт похож на шоколад, но им не является, содержит маргарин вместо масла или содержит масло, но его всего полпроцента... Это было бы честно.


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter