Цена знаний

Образование сегодня сродни бизнесу.
Образование сегодня сродни бизнесу. Учеба - товар, который продают и покупают. Но суть острых дискуссий не в том, правильно это или нет. Каждый на него отвечает сам. Главное в другом: как провести операцию "купли-продажи", чтобы она была выгодна в равной степени и вузу, и студенту.

Вечные абитуриенты - те, что когда-то поступали в вуз по 5 - 6 раз, - вымирают, как динозавры. Да и где им выжить, если сегодня, независимо от способностей, можно освоить любую специальность. Правда, уже за свой счет. Вузам это выгодно, не случайно количество платников постоянно растет: сегодня учебу оплачивают 48 процентов студентов. И это немалые, скажу я вам, деньги, на которые можно купить новые компьютеры, мебель, сделать ремонт, да еще на премию преподавателям останется. "Профессорская зарплата (не поверите!) - 129 тысяч. Кого я здесь удержу за такие деньги? - говорит ректор Белорусского государственного экономического университета Владимир Шимов. - Если бы не было внебюджетной оплаты, мы бы вообще остались без преподавателей - они бы все в коммерцию ушли".

Казалось бы, все просто: деньги - товар. Нормальная формула. Тем не менее вопросов вокруг нее немало. И самый первый: кому образование доступнее - тому, кто способен думать, или тому, кто способен платить? И уж если сравнивать знания с товаром, то соответствует ли их цена качеству? Не превратится ли постепенно процесс получения высшего образования из соревнования умов в борьбу кошельков?

Да, суммы, в которые учебные заведения порой оценивают предоставляемые знания, многим кажутся астрономическими. Они просто несопоставимы с заработной платой большинства родителей студентов, на плечи которых ложится бремя оплаты за учебу. К тому же размер этой платы никак не связан с успеваемостью. "А вообще, чего платникам жаловаться? - удивляются преподаватели. - Столько скидок, столько льгот. Только учись хорошо, глядишь, на бюджетное обучение перейдешь". Но когда преподаватели уверяют, что, дескать, понятия не имеют, кто у них учится за государственный счет, кто - за собственные деньги, они слегка лукавят. В иных вузах даже студенческие билеты у платных студентов... другого цвета. Чтоб сразу было видно, кому выше "тройки" ставить не стоит, а то ведь не ровен час лишишься "платной единицы".

Как сделать систему платного образования более гибкой и справедливой? Первый проректор Европейского гуманитарного университета Владимир Дунаев искренне удивился такой постановке вопроса: "Вы ищете проблему в социальной несправедливости. Но причем тут платное образование? Начнем с того, что бесплатного обучения, как такового, вообще нет. Вопрос в том, из чьего кармана платить: государственного, семейного или спонсорского". Говорить о частных компаниях, заинтересованных в подготовке специалистов, можно постольку поскольку. Если еще 3 года назад за счет средств предприятий и организаций обучались 7 процентов студентов, сегодня - 4,5. Как сказал директор одной из фирм: "Мы скорее оплатим постдипломное образование нашим сотрудникам, чем бакалаврский диплом студенту". Что же касается качества образования, то на это Владимир Дунаев ответил очень просто: "Если вам кажется, что обучение, которое вам предлагают, плохое и дорогое, вы можете его не покупать. Это нормальное поведение на рынке образовательных услуг. Всегда остается право выбора. Есть Гарвард, Оксфорд и Кембридж. А есть никому не известный провинциальный университет, образовательная программа которого совершенно другая. Соответственно и цены разные. Давайте исходить из того, что образование детей является ценностью, ради которой нужно идти на какие-то жертвы".

В свое время в Белорусском государственном университете информатики и радиоэлектроники витала идея рейтингового обучения в течение всех пяти лет учебы. Предлагалось по итогам каждой сессии проводить переаттестацию (вычислять средний балл) и заново определять сумму, которую будет платить студент в следующем семестре. Таким образом, у бюджетника-"троечника" появился бы реальный шанс поменяться местами с отличником-платником. Однако дальше идеи дело не пошло. Почему? Как сказал первый проректор БГУИР Виктор Борисенко: "Если мы каждый семестр будем переаттестовывать 8 тысяч студентов, у нас не останется времени позаботиться об их учебе. К тому же критерии оценки знаний студентов очень размыты. Скажем, как быть, если студент силен в технических науках, а гуманитарные ему не даются? К тому же нередко именно "троечник" становится хорошим специалистом. А в учебе он отстает не потому, что не способен учиться лучше. Есть много иных обстоятельств: одни подрабатывают, другие обзаводятся семьями".

А может, стоит тогда все образование перевести на платную основу, но по умеренным ценам? "А что вы понимаете под умеренными ценами? Умеренные для кого? - ответил мне встречными вопросами ректор БГЭУ Владимир Шимов. - Одним на хлеб не всегда хватает, другим - на ананасы. Вы видели автомобильные площадки вокруг университета? А говорите, бедные студенты... Мы хотим новый учебный корпус строить, а нам навязывают строительство подземного гаража. Не все так однозначно".

Впрочем, уже сегодня можно говорить о том, что один существенный шаг навстречу платникам государство сделало. Вскоре можно будет взять льготный кредит на обучение сроком до 10 лет. И это серьезная помощь, потому что зачастую невозможно собрать сразу ту сумму денег, которая требуется на оплату. Другое дело, гарантирует ли высшее образование будущее? И где гарантия, что дипломированный специалист сразу найдет работу и сможет расплатиться за кредит. В европейском варианте, к примеру, если заканчиваешь с красным дипломом, то государство может погасить большую часть долга. Еще часть оплачивает фирма, в которую выпускник приходит на работу. В результате молодому специалисту остается выплатить не такую уж большую сумму. Но где возьмут деньги наши больницы, школы и прочие бюджетные организации? Возможно, в будущем мы тоже к этому придем. Но у нас подобных механизмов пока нет. И расплачиваться придется самостоятельно. "Затраты на образование не окупятся мгновенно, - говорит Владимир Дунаев. - Но со временем они непременно позволят занять лучшее жизненное положение".

Оплату обучения необходимо воспринимать как инвестиции в свое будущее: активную зрелость и обеспеченную старость. Но, сами понимаете, в любом размещении капитала есть определенная доля риска: можно выиграть, а можно проиграть. Но это зависит не от того, какие знания вы получите и сколько они стоят, а от того, как вы ими распорядитесь. А это исключительно субъективный момент.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter