Цена вопроса

На «газовой теме» согрелись многие. И политики, и журналисты...
На «газовой теме» согрелись многие. И политики, и журналисты... Некоторые очень хотели показать себя ясновидящими — сейчас они выглядят смешно. Газ для страны есть и будет! Будет также и меньше недомолвок — нам предлагали платить по рыночным ценам — пожалуйста! На населении это не отразится, а предприятия должны работать, ясно понимая, что время «подарков» закончилось. Не зря последние 10 лет руководством страны делалось все, чтобы заводы и агросектор окрепли и могли адекватно отвечать на вызовы.

Сто долларов за тысячу кубометров — это более чем в два раза выше цены–2006. Хоть и ровно в два раза меньше той цифры, которая фигурировала в апрельских тезисах «Газпрома». Увеличение ставки транзита по белорусской территории (с 0,75 до 1,45 доллара) в 2007 году и продажа части акций «Белтрансгаза» (12,5 процента по цене 625 миллионов долларов «живыми» деньгами — именно такими долями российская монополия будет выкупать 50 процентов «Белтрансгаза» в течение ближайших четырех лет) позволят в некоторой мере компенсировать рост газпромовского тарифа. Первый заместитель Премьер–министра Владимир Семашко подчеркнул, что на социальных программах и коммунальных тарифах для населения цены на газ не отразятся. Жировки не превратятся в удавки. Повышение тарифов в нынешнем году не выйдет из установленного Президентом «коридора» — 5 — 6 долларов.

Конфигурация экономического союза России и Беларуси, прописанная в межгосударственных документах, получила брешь еще до того, как был заключен новый «газовый» контракт. Росчерком пера премьер–министра Михаила Фрадкова с 1 января поставки российской нефти в Беларусь стали облагаться экспортными пошлинами. Свободное движение российских и белорусских товаров на пространстве от Бреста до Владивостока перестало быть правилом без исключений. На нефтепроводах и железнодорожных коммуникациях к западу от Брянска и Смоленска российское правительство поставило своего «инспектора». Под «обложение», таким образом, попала примерно четверть всего российского экспорта к нам.

Здесь, правда, важно заметить: в отличие от ситуации с газом повышение стоимости нефти (на 181 доллар за тонну) в деловых и правительственных кругах России было воспринято по–разному. Если А.Миллер и российское правительство, владеющее контрольным пакетом ОАО «Газпром», в своем желании повысить «прайс» для Беларуси выступали сплоченным ансамблем, то г–н Алекперов, глава «ЛУКойла», г–н Гуцериев, председательствующий в «Русснефти», а также руководство «дочки» «Газпрома», компании «Славнефть», от инициативы «Белого дома» не совсем в восторге. Рентабельность производства бензина, дизтоплива, мазута и масел на заводах в Мозыре и Новополоцке при новых «правилах игры» резко падает. Нефтяной бизнес России в перспективе рискует потерять проверенный временем форпост на границе с европейским рынком. Чего, как подсказывает трезвый взгляд на вещи, ему совершенно не хочется. Потому вполне логично, что после рождественских каникул вопрос нефтяных пошлин будет детально рассматриваться белорусско–российской межправительственной комиссией. И, думается, на совместном заседании в сферу внимания попадут не только интересы российского бюджета (который отнюдь не страдает дефицитом), но и чаяния нефтяных корпораций и тысяч людей, работающих на скважинах, транспорте и переработке... И все же надо понимать, что переговоры по нефтяным пошлинам, как и по газу, простыми не будут.

«Энергетические», «сахарные», «конфетные» и прочие «месседжи», которые в ушедшем году Москва регулярно посылала Минску, по сути, выстроили новую парадигму двусторонних отношений. Похоже на то, что в ущерб долгосрочным экономическим и политическим дивидендам российский истеблишмент в отношениях со странами СНГ устремился за скорой и осязаемой выгодой. Идеология чисто рыночного прагматизма взята на вооружение и в отношениях с Беларусью. По крайней мере, в свете последних событий сотрудничество двух стран стало удивительно разноплановым. На переднем плане остались идея общего государства на принципах равноправия и взаимоуважения, союзные органы, бюджет и программы. А на фоновом встали диспаритет цен на энергоресурсы и административная «дубинка»: специально для товаров из соседней страны.

Аверс медали и ее реверс!

Что в итоге? Последние действия Москвы внесли сумятицу в дело союзного строительства и деформировали логику процесса, который набрал хорошую скорость. Мяч теперь на стороне Минска. И белорусское Правительство вольно искать источники компенсаций подорожания энергии не только на предприятиях внутри страны, но и в Российской Федерации. Как подчеркивает Президент, Беларусь во взаимоотношениях с Россией также должна опираться на национальные экономические интересы. Это, очевидно, касается как транзитных ставок для российских товаров, так и других аспектов сотрудничества.

Фото Артура ПРУПАСА, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter