Цена вопроса

О тарифах на жилищно–коммунальные услуги

Тема тарифов на жилищно–коммунальные услуги всегда пользуется вниманием. Многие интересуются причинами недавнего повышения оплаты за ЖКУ.


Государство в последние годы сдерживало рост тарифов на коммунальные услуги. А тем временем их себестоимость повышалась, поскольку дорожали топливно–энергетические ресурсы. Цены на природный газ для населения, как и на другие ЖКУ, оставались неизменными два последних года. За это время цена импортируемого газа «на входе» в страну выросла в 1,7 раза. Деньги в экономике, понятно, не появляются из ниоткуда. Если цена «на входе» растет, то «на выходе», то есть у газовой конфорки или котла, она не может бесконечно оставаться прежней.


Сдерживание роста тарифов на ЖКУ для населения приводит к тому, что часть невозмещенных затрат в виде перекрестного субсидирования перекладывается на предприятия. Если мы платим за энергоресурсы меньше, чем они реально стоят, то у предприятий эта плата увеличивается. Особо чувствительной статьей затрат для нашей экономики является газ. Он составляет львиную долю в себестоимости электроэнергии. Очень высок его удельный вес в стоимости цемента и азотных удобрений. В конечном итоге повышение цены на газ для предприятий по цепочке ведет к удорожанию себестоимости товаров и услуг, повышению цен на продовольствие, жилье и многих других товаров, услуг и работ. Последние два года удорожание газа перекладывалось на расходы производителей. В итоге то, что не заплатим по «платежке», оплатим, рассчитываясь за покупки в магазине. Но это на внутреннем рынке. А на внешнем нашим производителям труднее конкурировать с иностранными из–за повышенных затрат. К примеру, цемент белорусского производства, в себестоимости которого более 40% занимают затраты на газ, стал неконкурентоспособным по ценовому фактору как на внутреннем, так и внешнем рынках по сравнению с российским (22.530 и 18.470 бел. руб. соответственно за мешок 50 кг). Можно привести и другие примеры.


Поэтому, чтобы частично компенсировать возросшие затраты, с 1 февраля увеличены тарифы на природный газ для населения. Стоимость топлива на приготовление пищи для домов и квартир при нормативном его потреблении увеличилась примерно на 3 тыс. рублей в расчете на одного проживающего (платили 3.696 руб. в месяц, теперь — 6.789,6 руб.). В отопительный период стоимость природного газа, используемого в жилых домах и квартирах при наличии индивидуальных приборов учета, увеличилась с 219,1 до 307,7 руб. за 1 куб. м. На другие виды услуг тарифы повышены не так значительно. Плата за техническое обслуживание жилых домов увеличилась на 4,4 процента, холодное водоснабжение — на 21,2, электроэнергию — на 12 процентов.


С учетом этих изменений платежи населения за жилищно–коммунальные услуги в расчете на семью из трех человек, проживающую в двухкомнатной квартире общей площадью 48 квадратных метров с централизованным теплоснабжением при нормативном потреблении жилищно–коммунальных услуг, увеличатся на 15,5 тысячи рублей.


Эта сумма может колебаться в ту или другую сторону. Оплата для каждой конкретной семьи напрямую зависит от площади жилого помещения, количества проживающих, наличия или отсутствия централизованного теплоснабжения, лифтов и т.д. У кого–то цифры в «платежках» изменятся и больше, чем на 5 долларов. А у кого–то меньше.


Следует отметить, что любое решение о повышении цен и тарифов принимается взвешенно, с учетом упреждающих мер по повышению доходов населения. С 1 ноября 2010 г. в среднем на 30% был повышен размер тарифной ставки первого разряда, на 10% — размер трудовых пенсий. С января 2010–го по январь 2011 года заработная плата по стране выросла в среднем с 1 млн. рублей до 1 млн. 409 тыс. рублей, то есть почти на 41 процент, трудовые пенсии по возрасту — с 491,2 до 612,3 тыс. рублей. Или на 24,7 процента. А цены на продовольственные и непродовольственные товары и услуги за этот период выросли на 10,6 процента. То есть доходы росли быстрее.


На сегодня у наших семей оплата жилищно–коммунальных услуг в среднем не превышает 10 процентов доходов. Но есть и граждане, доходы которых гораздо скромнее средних. Оплата ЖКУ для них очень чувствительная статья. Они могут рассчитывать на единовременное или ежемесячное социальное пособие. Решение о назначении государственной адресной социальной помощи, ее формах и размере принимается постоянно действующей комиссией при местном исполкоме. В 2010 году получателями адресной социальной помощи стали 165,4 тыс. человек. Средний размер адресной социальной помощи в виде ежемесячного социального пособия составил 51,2 тыс. рублей в месяц на одного человека, единовременного — 176,1 тыс. рублей.


Подытожу. Очевидно, что от перекрестного субсидирования необходимо постепенно уходить. Тарифы для населения и предприятий должны поэтапно выравниваться. Этого требует экономика. Но выравнивание будет происходить только в увязке с ростом доходов и мерами по социальной защите населения.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter