Цена сочувствия

Врача, осужденного за взятку, впервые не лишили свободы...

Врача, осужденного за взятку, впервые не лишили свободы...


— Чего душой кривить: эти 4 месяца, пока длились следствие и суд, были самыми тяжелыми в моей жизни... — стоя в зале собраний 2–й минской поликлиники перед десятками коллег, вздыхал осужденный врач Виталий Соколов.


14 мая он — ортопед–травматолог — получил взятку 80 долларов за то, что почти месяц держал на больничном девушку, у которой никаких переломов, ушибов, растяжений не было.


— Почему я согласился? Посочувствовал... Она рассказала жалостливую историю о том, что пожилая мать серьезно заболела и нуждается в уходе: кто, мол, как не дочь, будет с ней рядом. Вот и решил помочь — выдал «больничный» с диагнозом ушиб коленного сустава, потом несколько раз продлевал его. В день, когда закрыл, девушка протянула мне те самые 80 долларов. А я... просто взял эти деньги.


Как потом станет известно, к тому времени доктор Соколов уже находился «в оперативной разработке». Его задержали, на трое суток отправили в ИВС: позже Виталий Евгеньевич скажет, что этот урок лишения свободы был очень тяжелым... Вскоре в суд Фрунзенского района Минска было передано уголовное дело о получении взятки должностным лицом. Многие читатели, особенно медики, наверное, удивятся, почему простой доктор — не главный врач поликлиники и даже не заведующий отделением — может считаться должностным лицом?


— По закону — может. Дело в том, что Соколов был уполномочен выдавать листки временной нетрудоспособности, а это — юридически значимое действие. Благодаря липовому «больничному» лжепациент может на работу не являться, а решать собственные проблемы и получать за это зарплату... — объясняет присутствующим на собрании медикам тонкости уголовного права прокурор Фрунзенского района Анатолий Свиридович.


17 сентября суд вынес обвинительный приговор: признал Виталия Соколова виновным в том, что он «принял для себя материальные ценности, предоставляемые ему исключительно в связи с занимаемым положением». Как вознаграждение за благоприятное (причем заведомо незаконное) решение вопроса, входящего в его компетенцию. За подобный проступок Уголовный кодекс предусматривает единственно возможный вид наказания — лишение свободы...


— Тем не менее гособвинитель просил суд назначить Соколову более мягкое наказание, — добавляет старший прокурор управления по борьбе с коррупцией и организованной преступностью Генпрокуратуры Руслан Киеня. — Почему? Потому что, мы считаем, пришло время менять судебную практику, когда одинаковый срок лишения свободы получали и чиновники, «продавшиеся» за десятки тысяч долларов, и врачи, и учителя, соблазнившиеся взяткой в 20 — 30 или те же 80 у.е. На это несоответствие преступления и тяжести наказания обратил внимание Президент и поручил нам исправить ситуацию. Это ни в коей мере не значит, что взяточников станут мягче наказывать, просто к назначению им наказаний будет более дифференцированный, индивидуальный подход.


В случае с Соколовым было учтено его полное признание вины, положительные характеристики от коллег и руководства, единодушное желание коллектива взять оступившегося доктора на поруки. Потому приговор — один из немногих в судебной практике! — был вынесен относительно мягкий: 2 года исправительных работ с удержанием в пользу государства четверти заработка и категорический запрет в течение ближайших трех лет занимать должности, связанные с выполнением юридически значимых действий, но без конфискации имущества.


Выступая с покаянной речью перед полным залом коллег, 36–летний медик с 10–летним стажем работы только с виду не нервничает: стоит, распрямив плечи. Но, присмотревшись, замечаю, что он то и дело сжимает правый кулак, словно сдавливает грушу, которой закачивают воздух в специальную манжетку для измерения давления. «За свой проступок он, поверьте, уже настрадался, — шепнул мне один из докторов. — Суд его пожалел, будьте и вы человечны — не указывайте в газете его настоящую фамилию: пусть для своих новых пациентов он будет обычным доктором... ну, допустим, Соколовым, а не осужденным взяточником».


— От всей души благодарю коллег и администрацию поликлиники, которые за меня вступились и помогли остаться на свободе, разрешили работать, — тем временем продолжает Виталий. — Тружусь я теперь врачом антирабического кабинета: помогаю тем, кто пострадал от укусов животных, занимаюсь профилактикой бешенства. Также буду на четверть ставки практиковать как травматолог — работать с теми пациентами, кому не нужен больничный лист.


Неподдельный интерес у докторов вызвал щекотливый законодательный вопрос: где грань между взяткой и подарком?


— Взятка — это вознаграждение в обмен на благоприятное решение вопроса, входящего в компетенцию должностного лица, например, за выдачу листка временной нетрудоспособности, рецепты на приобретение лекарственных средств и т.д. Каким наказанием это чревато, мы уже обсуждали, — прочел мини–лекцию Руслан Киеня. — Подарок — это вознаграждение, которое не обусловлено необходимостью совершения должностным лицом каких–либо действий по службе. В Уголовном кодексе ответственность за его получение не предусмотрена. Однако закон о борьбе с коррупцией разрешает должностным лицам принимать подарки только в виде сувениров при проведении протокольных и иных официальных мероприятий. Получение иных подарков запрещено и является коррупционным правонарушением. Узнавший о таком факте наниматель вправе привлечь работника к дисциплинарной ответственности. Поэтому, если за «услугу» вам что–то предлагают, задумайтесь, что важнее: внезапное небольшое вознаграждение или свобода, репутация, карьера, возможность каждый день видеться с родными...


Справка «СБ»


За январь — август нынешнего года в Беларуси к уголовной ответственности за получение взяток привлечены 149, а за такой же период прошлого года — 130 коррупционеров. По мнению работников Генпрокуратуры, в сфере здравоохранения ситуация ухудшилась: если в прошлом году было зафиксировано 48 позорных случаев получения взятки, то в нынешнем — уже 71 факт. Чаще всего продаются и покупаются фиктивные «больничные», рецепты на приобретение лекарств и справки о годности к управлению автомобилем.

 

Рисунок Олега КАРПОВИЧА, "СБ".

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter