В Беларуси продолжают готовить сельхозтехнику к весне

Цена ремонта

В эти дни в совхозе «Лидский» готовят к весне агрегаты. Из-за стесненности в денежных средствах пока ремонтируют механизмы, восстановление которых не требует  большого финансового участия.

Механизаторы Леонид НОЦЫН и Леонид ОЛЬШЕВСКИЙ ремонтируют технику

— На каждый агрегат экономист и главный инженер составляют дефектовочную ведомость, определяют полную  стоимость ремонтных работ с учетом запчастей и без них, — поясняет директор сельхозпредприятия Владислав Ирчиц. — Механизатору, за которым закреплена техника, платят  не за «часы», а за работу. Поэтому каждый заинтересован, чтобы отремонтировать технику как можно быстрее и качественнее. 

Геннадий ГИЛЬ, «СГ»

Фото Сергея ЛОЗЮКА, «СГ»

Двигатель один, а ремонта два


В СПК «Крышиловичи» Ганцевичского района, к примеру, самым сложным будет ремонт энергонасыщенного трактора «МТЗ-3022», в котором забарахлил двигатель. После детальной проверки машины специалисты определятся, отправлять ли ее в «капиталку» или заменить. 

— В целом же объем ремонта небольшой, — отмечает председатель сельхозкооператива Сергей Ходотчук. — Практически вся техника в нормальном состоянии, необходимо заменить некоторые детали в посевных и почвообрабатывающих агрегатах. 

График восстановления техники четко распланирован во всех хозяйствах района. По словам начальника Ганцевичского райсельхозпрода Юрия Лелеса, только в СПК «Крышиловичи» и «Возрождение» сельхозмашинам необходим серьезный ремонт с привлечением сил дилерских центров и райагросервисов. Остальные справятся сами. Особое внимание уделили созданию условий работы ремонтников. 

В районе насчитывается почти 200 тракторов, 56 зерноуборочных комбайнов. Внимание к техническому состоянию таких машин, как «МТЗ-3522», «МТЗ-3022», «МТЗ-2522», особое. Почти в каждом из хозяйств имеется по одному-двум таким тракторам. Малейшая поломка выбивает их из работы, что чревато потерями драгоценного времени в период ответственных кампаний. 

В Пружанском районе дефектовка помогла выявить ряд проблем, которые в течение зимы должны быть устранены. Главным образом, неисправности придется ликвидировать в топливных системах тракторов и комбайнов. Кое-где, правда, потребуется и более серьезный ремонт, вплоть до замены двигателей. Наибольший объем ремонта предстоит выполнить в ОАО «Журавлиное», ОАО «Отечество», ОАО «Великосельское-Агро», ОАО «Агро-Колядичи» и других крупных сельхозпредприятиях. Несмотря на солидную загрузку специалистов-ремонтников, здесь никогда не возникает вопросов с восстановлением техники, доведенные графики соблюдаются. 

Уже дважды за три года ремонтировали один и тот же двигатель «МТЗ-3022» в СПК «Городокский» Лунинецкого района. Сейчас агрегат придется менять, что обойдется почти в 200 миллионов рублей. Кроме того, в одном из двух «Джон Диров» нужно установить новую коробку передач. С энергонасыщенной техникой в «Городокском», к слову, больше всего проблем. Посевные и почвообрабатывающие агрегаты здесь смогут отремонтировать сами. Для восстановления же мощной техники необходима помощь района. 

В Комитете по сельскому хозяйству и продовольствию облисполкома «СГ» сообщили, что в целом по области только тракторов необходимо отремонтировать почти 2,8 тысячи, в том числе 130 энергонасыщенных «МТЗ-3022», 54 единицы «МТЗ-2822» и «2528». К установленным программой ремонта срокам нужно вернуть на линейку готовности 756 зерноуборочных и 369 кормоуборочных комбайнов. К началу весны в полной готовности должны быть почвообрабатывающие и посевные агрегаты. К их ремонту многие хозяйства уже приступили. 

Александр КУРЕЦ, «СГ»


Дагавор беражэ грошы


На цiкавы эксперымент пайшло кіраўніцтва ААТ «За Радзіму» Глыбоцкага раёна. Замест таго каб плаціць механізатару на рамонце, як раней, дарэчы, і рабілася, пагадзінна, цяпер заключаюць двухбаковы дагавор, у якім агаворваюць аб’ём работ, час і суму, якую атрымае трактарыст за сваю працу, калі выканае ўмовы гэтага пагаднення. Міхаіл ТКАЧОНАК, напрыклад, атрымаў 2,5 мільёна рублёў за тое, што за дзесяць дзён адрамантаваў свой «МТЗ-82». Цяпер, таксама па складзенаму папярэдне дагавору, даводзяць да ладу «МТЗ-3022» Міхаіл КУШНЯРЭВІЧ і Віктар ПАЎЛОВІЧ.

— Такая сістэма не толькі скарачае тэрміны рамонту, але і зберагае сродкі гаспадаркі, — адзначае выконваючы абавязкі кіраўніка акцыянернага таварыства Віктар Бука. — Калі б везлі гэту тэхніку на рамонт у арганізацыю, абышлося б у разы даражэй.

Асноўны акцэнт у гаспадарцы зроблены цяпер менавіта на рамонце трактароў. Але не забыты і прычапны інвентар. З раённага бюджэту на гэта нядаўна выдаткавана 70 мільёнаў рублёў.

Аднак выконваючы абавязкі галоўнага інжынера гаспадаркі Віктар Бука наракае на невысокую якасць запчастак да прычапной тэхнікі, якія набываюцца ў розных прыватных фірмах. Напрыклад, сашнікі да сеялкі, утулкі, падшыпнікі вытрымліваюць усяго адзін сезон, а на рамонт трэба аддаць не менш за 100 мільёнаў. Арыгінальныя запчасткі служаць куды даўжэй, але і каштуюць адпаведна.

Няблага наладжаны рамонт тэхнікі таксама ў ДП «Азярцы», філіяле «Мнюта», ААТ «Чарневічы». Тут некаторыя запчасткі праходзяць рэстаўрацыю ў кузні і на такарных станках.

У цэлым па Віцебскай вобласці, як падкрэсліў намеснік старшыні Камітэта па сельскай гаспадарцы аблвыканкама Генадзь Сабыніч, галоўная ўвага цяпер удзяляецца рамонту трактароў, якія абслугоўваюць жывёлагадоўлю. Тут не можа быць ніякіх прастояў. Праўда, існуюць некаторыя цяжкасці з забеспячэннем запчасткамі. Але гэта, кажуць у камітэце, з’ява часовая.

Уладзімір САУЛІЧ, «СГ»


Запчасти есть. За что купить?


До 15 марта далеко, но ведь и дел полно

На общем собрании механизаторов КСУП «Козенки Агро» было решено: сначала отремонтируй закрепленную за тобой технику, а уж потом — в отпуск. И пока никто из трактористов хозяйства об отдыхе не помышляет, зато работа в мастерской сельхозпредприятия идет полным ходом.

Степан Левицкий ремонтирует почвообрабатывающий агрегат АДП 7,5. Разбирает его частично, чтобы поменять выработанные детали.

— Каждый год мы основательно пересматриваем всю технику, — рассказывает директор хозяйства Владимир Жилин. — Текущий ремонт тракторов уже заканчиваем, приступили к восстановлению дискаторов, сеялок. Наибольших затрат требуют почвообрабатывающие агрегаты, рабочие органы многих из них имеют почти 80-процентный износ. На запчасти только одного такого агрегата требуется около 200 миллионов рублей.

Отремонтированы и поставлены под навесы энергонасыщенные комбинированные почвообрабатывающие агрегаты в совхозе-комбинате «Заря», экспериментальной базе «Криничная». Сегодня сельхозпредприятия района изыскивают средства, чтобы основные работы по ремонту техники закончить до конца года.

— Вся техника уже продефектована, и сейчас дело, как говорится, за ремонтом, — рассказывает начальник управления сельского хозяйства и продовольствия Мозырского райисполкома Елена Павлечко. — Не хватает денег на запчасти, но в хозяйствах понимают, что к весенне-полевым работам легче не будет, а потому стараются уже сейчас закупать детали и узлы. Сложные ремонты у нас делают на «Мозырьтехсервисе» и «Мозырьагроснабе», а остальное — силами механизаторов в хозяйствах. Недавно только завершили вывоз органики на поля, сейчас начнем ремонт и этой техники.

Тракторный парк, включая и энергонасыщенные машины, в Мозырском районе уже отремонтирован более чем на 80 процентов. Теперь активно приводятся в рабочее состояние дискаторы, комбинированные почвообрабатывающие агрегаты и машины для внесения минеральных удобрений.

— Всего предстоит отремонтировать 1200 тракторов, в том числе 85 энергонасыщенных, — рассказывает заместитель председателя Комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Гомельского облисполкома Дмитрий Петрожицкий. — За прошлый месяц на линейку готовности поставлено 322 комбинированных почвообрабатывающих и 305 комбинированных посевных агрегатов. Кроме того, уже восстановлена большая часть машин для внесения органических и минеральных удобрений. Думаю, что к 15 марта вся техника, которую задействуют в весенне-полевых работах, будет полностью отремонтирована.

Наталья ВАКУЛИЧ, «СГ»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter