Цена плюса и минуса

ЕСЛИ судить по официально обнародованным данным работы сельхозпредприятий за январь—ноябрь минувшего года, можно не сомневаться — в декабре хозяйства всех категорий собственности так и не смогли наверстать допущенное в 3,9 процента отставание по производству продукции. При этом в ноябре оно еще увеличилось на 0,8 процента. За 11 месяцев в сопоставимых ценах получено молока, мяса, яиц, зерна, картофеля, рапса, другой сельхозпродукции на 99,1 триллиона рублей

За 11 месяцев в сопоставимых ценах получено молока, мяса, яиц, зерна, картофеля, рапса, другой сельхозпродукции на 99,1 триллиона рублей

ЕСЛИ судить по официально обнародованным данным работы сельхозпредприятий за январь—ноябрь минувшего года, можно не сомневаться — в декабре хозяйства всех категорий собственности так и не смогли наверстать допущенное в 3,9 процента отставание по производству продукции. При этом в ноябре оно еще увеличилось на 0,8 процента. За 11 месяцев в сопоставимых ценах получено молока, мяса, яиц, зерна, картофеля, рапса, другой сельхозпродукции на 99,1 триллиона рублей

Первый тревожный звонок прозвенел в мае, когда производство продукции по сравнению с аналогичным периодом 2012 года составило 97,3 процента. Но задел первого квартала и двух месяцев второго еще позволили в первом полугодии сработать положительно. Однако почти 15-процентный недобор продукции сельского хозяйства в июле и скромный прирост в следующие два месяца не оставил аграриям никаких шансов в третьем квартале превзойти соответствующий уровень 2012 года. А октябрьское и ноябрьское сокращение соответственно на 8,1 и 16,7 процента лишь увеличило этот разрыв до 3,9 процента. Так что декабрьским молоком, мясом, другими видами сельхозпродукции наверстать упущенное было практически невозможно. Тем более что и производство животноводческой продукции во всех категориях хозяйств в ноябре тоже начало уменьшаться. В целом за 11 месяцев в сопоставимых ценах оно сократилось на 0,1 процента, а растениеводческой — на 7,8 процента.

Что касается сельхозпредприятий, от работы которых в основном зависят все показатели отрасли, то производство продукции в январе—ноябре прошлого года у них снизилось на 3,3 процента. За 11 месяцев они поставили в живом весе 1364 тысячи тонн скота и птицы (109,3 процента к соответствующему периоду предыдущего года), получили 2533 миллиона яиц (106,4 процента) и 5672 тысячи тонн молока (99,6 процента). Зато сказался недобор зерновых и зернобобовых культур, картофеля, овощей в открытом грунте. Так, на 1 ноября валовой намолот зерновых и зернобобовых в первоначально оприходованном весе (без кукурузы) составлял 6990,3 тысячи тонн — почти 80 процентов к аналогичному периоду 2012 года. Обеспеченность животных концентрированными кормами на Витебщине, например, составляет половину потребности, а в отдельных хозяйствах региона — до 10 процентов. В 52 сельхозорганизациях зернофуража там нет вообще. О каком наращивании объемов молока или мяса в таком случае может идти речь?

В некоторых сельхозпредприятиях эффективность их производства и так невысокая. А на покупных концентратах, как известно, не разбогатеешь.

Уже сегодня некоторые сельхозпредприятия республики вынуждены меньше вводить в рационы травяных кормов по сравнению с минувшим годом. На первый день зимы в их распоряжении было 8,6 миллиона тонн кормовых единиц такого вида фуража — на 9,1 процента меньше, чем на это же время предыдущего года. Если учесть, что поголовье крупного рогатого скота в целом по республике сократилось на 0,4 процента и на 1 декабря составляло 4,2 миллиона голов, то в пересчете на каждое такое животное приходилось по 18 центнеров кормовых единиц сенажа, силоса и сена, в то время как годом ранее — на полтора центнера больше. Эти 150 килограммов кормовых единиц очень пригодились бы весной.

По-прежнему наблюдается тенденция наращивания поголовья дойного стада за счет строительства новых животноводческих комплексов и реконструкции старых ферм, что отрадно. Но при этом одновременно снижается производство молока. А это в свою очередь сказывается на эффективности отрасли. Увеличив поголовье коров на 2,9 процента, сельхозпредприятия получили 5672 тысячи тонн молока — на 0,4 процента меньше, чем за январь—ноябрь 2012 года. Продуктивность каждого животного составила 4227 килограммов — на 137 килограммов меньше аналогичного прошлогоднего уровня. Так что пятитысячекилограммовый надой молока от коровы в очередной раз остался недосягаем. Сократилась и его реализация, товарность продукции составила 86,5 процента. При этом для некоторых она стала своего рода палочкой выручалочкой в решении неотложных задач, включая и выплату зарплаты. В счет будущих поставок молока хозяйства получили от молочных заводов уже 3 триллиона рублей авансов. Некоторым придется платить по таким долгам по три, пять и более месяцев. И судя по ежемесячному наращиванию этой суммы, речь о возврате авансов, видимо, пока не идет, даже несмотря на увеличение закупочных цен на молоко. Они лишь частично компенсируют этот долг. Только за октябрь авансовые платежи молокоперерабатывающих заводов возросли на 6,5 процента, а с начала года — в 2,2 раза. Но возможности переработчиков тоже небезграничны, поддерживать своих партнеров таким образом бесконечно они не смогут. 

Если производственную деятельность сельхозпредприятий измерить финансово-экономическими показателями, то за январь—октябрь выручка от реализации продукции по сравнению с аналогичным периодом 2012 года выросла на 13,5 процента. Но при этом увеличилась и себестоимость — более чем на 24 процента. В итоге на 45 процентов меньше, чем в январе—октябре 2012 года, получено прибыли. Более чем в два раза сократилась рентабельность реализованной продукции. С убытками работают 48 сельхозпредприятий (3,2 процента общего количества), в то время как год назад таких было только 10. Суммарно они получили 513 миллиардов рублей чистого убытка.

Конечно, свою негативную роль в этих результатах играют и высокие темпы роста стоимости материальных ресурсов для АПК. Только за три квартала диспаритет цен между сельскохозяйственной и промышленной продукцией составил более 18 процентов. В результате на 1 ноября только кредиторская задолженность сельхозпредприятий составляла 39,5 триллиона рублей при 57,6 триллиона рублей полученной выручки, а дебиторская — 6,8 триллиона рублей. На долю сельхозорганизаций приходилось более четверти всей просроченной кредиторской задолженности в республике.

Анатолий ЦЫБУЛЬКО, «СГ»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter