Есть много спорных и необъяснимых процессов у нашей повседневной жизни

Цена ошибок наших

Порой, листая в памяти случаи болезней либо неких происшествий в кругу знакомых мне людей, ловлю себя на странной мысли: как удалось спастись одним и почему так преждевременно покинули земную обитель другие. Если излишне углубиться в тему, то можно скатиться даже до мистических выводов. Дескать, существуют некое провидение, необъяснимая сила, которые и регулируют такие процессы. Сторонников такой теории немало. И все же не видно некоего бума в изучении той же теологии. Зато можно просто подивиться той настойчивости ученых, которые изучают и занимаются построением искусственного разума, надеясь, что именно с его помощью удастся разрешить в том числе и самые спорные и необъяснимые доселе процессы из нашей повседневной жизни. 


Не тороплюсь становиться ни на одну из сторон. Скорее, тяготею к третьей… А нет ли здесь некоего симбиоза, то есть сочетания вполне объяснимого и совсем неведомого? 

Но пора перейти к конкретным примерам, к которым приводит такая, в некотором смысле тоже крамольная, мысль. 

Мой коллега и приятель Олег Павлович недавно поведал мне историю, которую для большей убедительности опишу сейчас, с его позволения, от первого лица. Итак…

«В то утро моей супруге Анне нездоровилось. Жаловалась на боли внизу живота и плохое общее состояние. Вообще-то, женщина она стойкая, терпеливая. Но я все же настоял, чтобы она сходила к гинекологу. Помнится, врач ничего подозрительного не обнаружила и выписала какие-то таблетки. Анна позвонила на работу и попросила дать ей отгул. Не повела в садик и четырехлетнюю Дашу. 

Где-то в полдень я позвонил домой. Супруга сказала, что чувствует себя более-менее терпимо. У меня день был трудный. Особенно к вечеру. В стране проходило крупное мероприятие, а я был дежурным по номеру и домой вернуться мог разве только ночью. Однако где-то часам к семи вечера в глазах стало рябить. Поплыли буквы. И это при нормальном физическом состоянии! Пытался спустя несколько минут начинать читать снова. Напрасно! И тогда какая-то необъяснимая сила дала мне понять, что происходит что-то неладное с моей Аннушкой. Телефон молчал. Позвонил соседке. Та сказала, что в квартире кто-то есть, но к двери не подходит. Меня заменили, и я помчался домой. Жена лежала посреди кухни без сознания. Большое кровотечение. Дашка забилась в угол в ванной и плакала. 

Врач «скорой» по дороге в больницу сказала, что, возможно, жену спасут, но детей у нас точно больше не будет. Свободных хирургов на месте не оказалось. Я бесился, понимал, что счет идет на минуты.

Анну спасли. Потом мне сказали, что действительно жить ей оставались минуты. Как ни удивительно, но вопреки предположениям врача у нас родилась еще одна дочурка.

В семье мы чтим этот день, когда Всевышний и некие необъяснимые силы с помощью простого советского хирурга простой советской больницы спасли жизнь Анне. Рассказываем об этом самым близким, да и то очень и очень редко».

Я поблагодарил Олега Павловича за доверительный рассказ. Но как бы в продолжение этой истории вспомнил и рассказ своей матери. В годы ее молодости в Бобруйске, где мы жили, хоронили гинеколога Когана, работавшего в местной больнице. Так вот, когда покойного везли к кладбищу, можно было подумать, что хоронят генсека. На улицу проводить Якова Моисеевича вышли едва ли не все женщины города. Это был авторитетнейший специалист в своей области, он действительно помог очень многим женщинам спасти и себя, и своих будущих деток. Народная слава случайно и так просто не приходит. 

И тут я мельком в мыслях вновь вернулся к рассказу своего приятеля. Что же это была за врач, которая не рассмотрела внематочную беременность Анны и едва не угробила молодую женщину?

Тема этих заметок – не врачебные ошибки. Их, если верить статистике, действительно стало меньше хотя бы потому, что более современной стала методика лечения, да и сами медики научились подстраховываться. Мы говорим о цене ошибок. Ведь случаются они не только в медицине. 

Я был школьником, когда мою мать, врача с немалым опытом и блестящей репутацией, едва не упекли в места не столь отдаленные. На предприятии, где она тогда работала завмедпунктом, в одном из цехов обвалился потолок. Большие мешки с семечками, хранившиеся на чердаке и предназначавшиеся для производства продукции, завалили молодую девушку. По удивительной случайности в тот миг никого не оказалось рядом. Ее обнаружили только спустя несколько часов, когда стали разбирать завал. Она была, понятное дело, уже мертва. Следствие, разборки. Нашелся молодой и очень рьяный следователь, который, вопреки всем фактам и любой логике, хотел обвинить в случившемся мою мать. Скорее всего, из-за желания расширить круг обвиняемых. Сделать это ему не дали – сталинские времена к тому времени уже миновали. Но все же…

Почему он так настаивал на явной ошибке, которая могла бы покалечить судьбы всех членов семьи? 

А вот Сашку Ксензова по кличке Нос мы в похожей ситуации все же спасли. Будучи студентом, летом, приезжая на каникулы, я с приятелями подрабатывал на товарной железнодорожной станции. В тот день мы работали на складе с мешками, в которых был кубинский сахар. Тяжелые мешки – по шестьдесят килограммов каждый. Умаялись. Пошли перекурить и передохнуть. На это у нас был час времени. Но тут я заметил, что среди нас нет Носа. Где он? Стали искать. У него действительно был длинный нос. Его я заметил первым среди груды мешков с сахаром. Оказалось, Сашка шел последним по крутому настилу и свалился вниз. Так вот, той девушке на фабрике не повезло. Сашку Ксензова мы спасли. 

Все приведенные примеры заметно разнятся. И все же пытаюсь нащупать в них что-то общее. Скорее всего, это и есть тот симбиоз, с которого начались эти заметки. Человеческий фактор, рождающий ошибки, плюс невероятная, редкая случайность, которую дарит нам по какой-то необъяснимой причине Небо, переплетаются. Тогда и удается выйти из бурной реки с ее избирательным течением на тихий и светлый берег. Потому и думаю, что как бы ни старались разработчики искусственного интеллекта сделать его совершенным, способным оградить людей от ошибок, воплотить такую задумку в жизнь до конца не удастся. Обязательно вклинится некая сила свыше. Хотя бы потому, что если и могут без нее существовать те же роботы, то нам, людям, это не дано. Разве не об этом нам постоянно напоминают бушующие стихии и природные катаклизмы по всему миру? Объяснить их можно. А избежать?

Коллаж Николая ГИРГЕЛЯ
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter