Цена ошибки

"Счастливцы эти лекари! Успех их блестит ярко в лучах славы, а неудачи мирно укрывает земля".
"Счастливцы эти лекари! Успех их блестит ярко в лучах славы, а неудачи мирно укрывает земля".

Мишель Монтень, французский философ.

Таисия Владимировна Климанович в 1994 году в одной из столичных клиник перенесла операцию. С тех пор ее жизнь превратилась в сплошной кошмар. Из больниц не выходит. В 1998 году - ревизия нагноившейся на месте операции гематомы. В 1999-м - вскрытие абсцесса с иссечением некротических тканей. Все это там же, в Минске.

В феврале 2000 года - операция в отделении гнойной хирургии областной больницы. В мае - июле - лечение в стационаре витебского областного центра. В октябре - возвращение в столичную клинику: ревизия и дренирование гнойной полости. Еще одна операция - пятая по счету, - которая и позволила установить окончательный диагноз.

Процитируем заключение-эпикриз: "На операции удалены остатки корпус илиенум в виде трех фрагментов". Что в переводе на обычный человеческий язык означает: медики просто забыли после операции извлечь из пациентки пару салфеток. Инородные тела и стали причиной всех этих абсцессов, гематом, свищей и прочих жестоких неприятностей, которые еще далеко не закончились. Вот еще один отрывок из очередного эпикриза, датируемого уже маем 2001 года: "История болезни доложена на клинической конференции с участием доктора медицинских наук... Возможна консервативная терапия... возможно оперативное решение". Значит, не исключена еще одна операция.

"Сколько мук, боли, переживаний перенесла, - рассказывает Т.Климанович. - Сколько лекарств на меня потрачено, сколько денег угроблено! Только в прошлом году в общей сложности 9 месяцев была на больничном. Конечно, пособие по временной нетрудоспособности исправно получала. А какой ущерб нанесен здоровью! Ведь только за один год почти 10 часов провела под наркозом. Я уже не говорю про все эти мучительные процедуры - дренирование, перевязки и т.д.". Когда стало известно об окончательном диагнозе, пациентка записалась на прием к главному врачу больницы, где ее порядком "испортили".

Разговор состоялся. В основном он сводился к уговорам бедной женщины не поднимать шума.

- В конце концов мне устроили встречу "тет-а-тет" с тем самым врачом, который делал операцию и оставил эти злополучные салфетки. Он предложил мне в качестве компенсации деньги. За все муки! Я швырнула их обратно. Проведя столько времени в больницах, убедилась: не так уж редки случаи ошибок или недосмотра медиков, в результате которых страдают люди. Но даже если мой случай - единственный в своем роде, все равно об этом стоит говорить во всеуслышание. Не для того, чтобы отомстить кому-то: случившегося все равно не изменить. Чтобы это не повторилось с другими. Чтобы медики чувствовали большую ответственность за свои ошибки. Потому что даже после обсуждения моего случая на клинической конференции практически ничего не изменилось, я продолжаю болеть, врач - работать. Никто не заикнулся о какой-то серьезной компенсации за нанесенный моральный и материальный ущерб.

Обычная ситуация: вы вчера купили новые туфли, а сегодня у них полетел каблук. У потребителя, чьи права ущемлены, есть масса возможностей защитить себя. То есть вернуть свои денежки, потраченные на приобретенный брак. Он может обратиться в общественное объединение "Белорусское общество защиты прав потребителей", Комитет предпринимательства и инвестиций, Торгово-промышленную палату, органы Госстандарта, наконец, в прокуратуру и в суд.

Если нанесен ущерб здоровью, тоже можно обращаться в разные инстанции. Только ваше обращение неизбежно вернется к тому, на кого жалуетесь, - к медикам. Как принято сейчас, в Минздрав. Слишком специфическая отрасль, квалифицированное заключение об ущербе может дать только врач.

В республиканском общественном объединении "Белорусское общество защиты прав потребителей" подтвердили: такие обращения крайне редки. Исключение составляют лишь случаи, произошедшие в платных медицинских учреждениях, - стоматологии, косметической хирургии и т.д.

Один из членов правления областного общества защиты прав потребителей считает, что иски к медучреждениям просто бесполезны. Привел пример: несколько лет назад пожилого человека, находящегося в состоянии диабетической комы, забрали в вытрезвитель. И только позже доставили в реанимацию. Отсудить потерпевший в конце концов смог только стоимость пропавшей во время всех этих перипетий шапки. Медики же привычно констатировали: мол, ошибочка вышла, трудно отличить диабетика от алкоголика...

Мои собеседники припомнили только один случай, когда частная клиника в Витебске постаралась решить конфликт без лишних скандалов. Пациентке выплатили денежную компенсацию за абсцесс на ноге. И еще добавили путевку в профилакторий на оздоровление.

В нашем случае все обстоит иначе. Больничный лист пациентки с салфетками в животе оплатил Фонд социальной защиты населения. Это значит, что государство из собственного кармана и сборов страхователей рассчиталось за некомпетентность, ошибку, халатность медицинских работников.

Между прочим, если пособие по временной нетрудоспособности выплачено работнику, получившему производственную травму или профессиональное заболевание, фонд предъявляет регрессный иск к нанимателю. Т.е. взыскивает деньги с виновного. Спрятать такие случаи невозможно: их фиксируют медучреждения и инспекции по охране труда. Но мне не назвали ни одного примера, когда бы регрессный иск был предъявлен к медучреждению, где с пациентом обошлись, мягко говоря, неквалифицированно.

Зарубежная страховая медицина, говорят, такие случаи щелкает как орешки. Свои денежки "проклятые капиталисты" умеют здорово защищать. У нас же, выходит, не только права отдельной пострадавшей личности, но и интересы государства в подобных случаях защитить проблематично.

Так, может, нам создать независимый орган, который мог бы справедливо решать такие вот непростые вопросы? Например, при Фонде социальной защиты населения. Или при другой авторитетной организации. Чтобы люди знали, где найти конкретную помощь, если стали жертвами медицинской ошибки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter