Цена депутатского кресла

Выборы в местные Советы - важная политическая кампания.
Выборы в местные Советы - важная политическая кампания... Чеканная формула прошлых лет не теряет своей актуальности и сегодня. Наш корреспондент анализирует некоторые аспекты предстоящих выборов.

Будущей весной нам предстоит избрать депутатов сельских, районных, городских и областных представительных органов власти - именно этот уровень депутатского представительства в своей повседневной работе ближе всего к заботам избирателей.

Может, по сравнению с выборами более высокого ранга эта кампания и не будет столь информационно, эмоционально насыщенной, тем не менее уже сейчас понятно, что местные выборы также пройдут в жесткой конкурентной борьбе. Дело в том, что иные потенциальные участники будущих баталий заявляют о серьезности своих намерений уже сегодня - за 8 - 9 месяцев до собственно кампании. По меньшей мере это свидетельствует о том, что у нас, подобно развитым европейским демократиям, уже присутствует понимание не только важности участия в легальных выборных кампаниях, но и необходимости тщательной технологической подготовки к ним. Правда, понимают это прежде всего люди дела, а не профессиональные политики. Так, уже сейчас известно, что особую заинтересованность в новой избирательной кампании проявляют директора местных коммерческих и государственных предприятий. Например, буквально на днях в одну из столичных рекламных контор обратились сразу два минских бизнесмена с предварительным заказом на подготовку и проведение профессиональной выборной кампании в Минский городской совет.

Самое интересное в подобном обращении - это форма расчетов, которая была предложена заказчикам. Так, фирма сразу запросила с бизнесменов по доллару за "рекламно-информационную" обработку каждого избирателя, проживающего в указанном округе. Как известно, в типовом округе, который "нарезается" на местных выборах, проживает примерно от 8 до 12 тысяч потенциальных избирателей. Значит, потенциальные кандидаты уже сегодня готовы выложить 8 - 12 тысяч долларов только за "правильную обработку мозгов" избирателей. Кроме этого, потенциальный кандидат из числа бизнесменов еще пяток тысяч долларов готов выложить на организацию и проведение многочисленных социологических мониторингов. Что, по идее, должно позволить ему появиться пред очи избирателя в правильном образе и с адекватными лозунгами. Придется бизнесмену-кандидату оплатить также так называемые креативные расходы рекламного агентства. Получается, что одно рабочее место в городском совете Минска кое-кому обойдется в сумму, эквивалентную 20 тысячам долларов. Само собой, что ценность мест в районных, сельских, городских и областных Советах по стране будет разниться существенно. Эта ценность зависит прежде всего от удаленности того или иного местного Совета от столицы: чем дальше, тем дешевле. За исключением приграничных районов - там корреляция обратная. Важна также и развитость промышленной, коммерческой, медийной инфраструктуры того или иного региона. Скажем, более дорогими явно окажутся депутатские места в тех же Новополоцке и Мозыре, где имеются предприятия нефтехимии. Цена места будет зависеть также и от того, насколько эффективно местные Советы взаимодействуют с исполнительной властью региона. Скажем, если городской Совет будет конфликтовать с местным исполкомом, вряд ли депутатское место в таком Совете покажется особенно привлекательным.

Вроде бы какой смысл участвовать в местных выборах? Очень часто можно услышать мнение, что местные Советы сегодня практически ничего не решают, что они вообще-то и активностью особенной не отличаются. Зачастую лидеры нашей горемычной оппозиции прямо упрекают власть в нерациональном, на их взгляд, распределении полномочий, в явных перегибах в пользу исполнительной "вертикали". Тем не менее именно в рядах оппозиции сегодня развернулась большая драка за право быть лидером гипотетической "единой оппозиционной колонны на местных выборах". Опять используется эпитет "единый" - не иначе как старая песня на новый лад. За это лидерство сражаются Николай Статкевич и Анатолий Лебедько. Видать, понимают, что время "уличной демократии" безвозвратно кануло в прошлое и, чтобы хоть как-то влиять на ситуацию, нужно ступень за ступенью проходить по властной иерархии. Но что впечатляет, так это непонимание оппозиционными политиками технологии: что же это такое - выборы в местные органы власти. Это ведь не республиканский уровень, тут столичными акциями протеста не обойдешься. Кандидат в депутаты, скажем, районного Совета должен по меньшей мере признавать и понимать проблемы местного избирателя. А вот последнего затертые (даром, что пафосные) слова о важности строительства "гражданского общества" и о якобы многочисленных нарушениях прав человека в стране как-то не особенно согревают. Избирателю хочется, чтобы хоть кто-то - пусть депутат - стал его помощником и защитником. Ведь местные выборы - это не выборы для "большой политики". Это скорее хозяйственные выборы.

Но вот бизнесмены прекрасно понимают, что депутатское кресло - любого уровня - может не только существенно облегчить ведение бизнеса, но и обеспечить более четкое понимание политических процессов, протекающих в стране. Проще говоря, депутатство по меньшей мере позволит бизнесмену не совершать публичных шагов, которые повредят его коммерческой карьере. Бизнесмен, который решился самостоятельно участвовать в выборной кампании, уже понял, что нет смысла поддерживать разрушительные политические проекты нынешней оппозиции. Ведь только через конструктивное сотрудничество представителей всех социальных групп, а также через прямое участие в работе представительной власти можно добиться эволюционного обновления тех или иных правил общественного поведения. Получается, что, в отличие от профессиональных политиков, именно бизнесмены начинают оформляться в однородную социальную группу, которая через собственных представителей в законодательных органах власти будет пытаться лоббировать свои интересы. И делать это через непосредственное участие в выработке законодательных инициатив. Хороши эти тенденции или нет? Здесь каждый должен дать свой ответ.

Заметим, что по какой-то странной привычке наш традиционно оппозиционный политический бомонд активной жизнью живет только во время избирательных кампаний. Оно, конечно, неплохо. Однако, как правило, оказывается, что политик, который ведет себя пассивно между выборами, затем не в состоянии самоорганизоваться и провести эффективную избирательную кампанию. Обвиняя в собственном поражении, состоявшемся по причине личной некомпетентности и лености, пресловутый административный ресурс. Да и потенциальным избирателям все-таки хочется более тесного и, главное, регулярного контакта с политиками. А то ведь придут во время выборов и попытаются купить голос, а потом и не найдешь иного политика.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter