Цена бекона

СЛУХИ о возможном мировом дефиците свинины, которые ходили последние полгода на мировых товарных биржах, похоже, могут оправдаться. Началось все с того, что по итогам 2011 года объем ее производства в мире сократился на 2 процента. Эксперты такое положение вещей связывают прежде всего со снижением производства в Азии, на которую приходится около 65 процентов общего поголовья свиней. Там вспышки эпидемий ящура и африканской чумы свиней (АЧС) уничтожали целые стада.

Как кризис в мировом свиноводстве повлияет на ситуацию в белорусском сегменте отрасли?

СЛУХИ о возможном мировом дефиците свинины, которые ходили последние полгода на мировых товарных биржах, похоже, могут оправдаться. Началось все с того, что по итогам 2011 года объем ее производства в мире сократился на 2 процента. Эксперты такое положение вещей связывают прежде всего со снижением производства в Азии, на которую приходится около 65 процентов общего поголовья свиней. Там вспышки эпидемий ящура и африканской чумы свиней (АЧС) уничтожали целые стада.

2012 год облегчения не принес. Несмотря на то, что специалисты прогнозировали выход на уровень объемов производства 2010 года, когда был достигнут исторический максимум, в ситуацию на мировом рынке внесла свои коррективы погода.

Засуха негативно сказалась на урожае зерновых, следовательно, и на росте стоимости кормов. Зерно для их производства сегодня продается по рекордным ценам. Свиноводы всего мира пускают поголовье под нож, поскольку не в состоянии откармливать большое количество животных. В итоге свинины на мировом рынке в избытке, и цены на нее невысоки. Однако бесконечно это продолжаться не может. В определенный момент, который наступит уже в ближайшем будущем, мир почувствует нехватку свинины: именно из-за того, что на протяжении 2012 года свиноводы активно избавлялись от «лишнего» поголовья.

На недавнем саммите в Брюсселе речь шла о том, что падение забоя свиней лишь на 2 процента в 2013 году может привести к росту цен на свинину на 10 процентов. А падение забоя неминуемо, поскольку мировое поголовье свиней значительно уменьшилось.

Чтобы понять масштабы происходящего, достаточно сопоставить несколько цифр. В 2012 году поголовье свиней сократилось практически во всех странах мира: в Дании — на 2,3 процента, Германии — 1,3, Испании — 2,8, Франции — 3,2, Венгрии — 5, Нидерландах — 3,6, Австрии — 2,8. Самое большое снижение произошло в Польше — на 9,6 процента. За ней следуют Швеция — 7,2 и Ирландия — 6,6 процента. Только с июня поголовье свиней в США уменьшилось на 3 процента. В Великобритании опасаются, что к концу года спад может составить 20 процентов. Отраслевые эксперты прогнозируют также, что жертвами ликвидации поголовья в Канаде станут 10 процентов свиней.

Западные эксперты уверены, что все это приведет к рекордным ценам на свинину. На некоторых рынках этот рост может быть довольно резким и очень большим. Стоимость свинины, утверждают некоторые специалисты, в Евросоюзе может подняться в 2 раза.

В БЕЛАРУСИ ситуация иная. К 2015 году в стране производство свинины в живом весе должно составить порядка 600 тысяч тонн в год. Этот показатель установлен республиканской программой развития отрасли на 2011—2015 годы. Для сравнения — в 2010 году свинины в стране производилось порядка 400 тысяч тонн. Чтобы в полтора раза увеличить объемы ее выпуска, планируется построить 72 комплекса с законченным циклом производства, а также 38 репродукторных цехов на действующих комплексах. Будут также возведены 5 племенных заводов по разведению свиней мясных пород мировой селекции и 6 племенных репродукторов первого порядка. Всего в реконструкцию, техпереоснащение и строительство комплексов за 5 лет планируется инвестировать более 10 триллионов рублей.

Но, как известно, произвести продукцию — полдела. Основная задача — выгодно ее продать. Смогут ли белорусские аграрии сделать отечественное мясо конкурентоспособным на внешнем рынке? Существуют ли для этого предпосылки или мировой рынок свинины давно поделен?

Доля свинины в мировом производстве мяса занимает более 37 процентов. В число крупнейших стран-производителей входят Китай, на который приходится более половины (порядка 51 процента) мирового производства, страны Евросоюза, США, Бразилия, Россия, Вьетнам, Канада, Япония, Филиппины, Мексика и Южная Корея.

Между тем проблемы с кормами и болезнями свиней вполне могут привести к некоторому переделу рынка свинины. Конечно, правительства стран-производителей по-своему реагируют на создавшиеся трудности. В частности, США реализует программу поддержки фермеров, КНР же закупает свинину для последующей заморозки. Такие временные меры, безусловно, принесут свои плоды для кратковременного улучшения ситуации, однако они не решат долгосрочной проблемы. И тогда белорусская свинина может оказаться весьма кстати. Если, конечно, нам удастся решить одну весьма значительную проблему.

В середине восьмидесятых годов прошлого столетия Беларусь могла похвастаться поголовьем свиней — оно превышало 5 миллионов голов. Соответственно, и темпы прироста продукции свиноводства были значительны. Рентабельность производства составляла 20—25 процентов (сегодня в целом по свиноводству в сельхозорганизациях Министерства сельского хозяйства и продовольствия — 13,4 процента). Но и сегодня Беларусь на фоне крупных держав выглядит совсем неплохо, производя в год больше свинины, чем потребляет. Так, за январь—октябрь нынешнего года, по данным Министерства сельского хозяйства и продовольствия, произведено 392,5 тысячи тонн свинины, или 107 процентов к уровню прошлого года. В минувшем году, по данным Национального статистического комитета, было экспортировано более 50 тысяч тонн свинины — в основном в Российскую Федерацию, Казахстан и другие страны СНГ.

Объемы производства постоянно наращиваются, вводятся в эксплуатацию новые свинокомплексы. Так, к примеру, предприятие по производству беконной свинины мощностью 11000 тонн мяса в живом весе в год будет построено в Воложинском районе Минской области к концу 2015 года. Проект реализуется с участием кипрского и датского капитала. Объем инвестиций составит более 400 миллиардов белорусских рублей. Свиноферма рассчитана на 3500 свиноматок, а стоимость реализованной свинины без учета НДС, по предварительным данным, составит 20,9 миллиона евро в год. На экспорт планируется поставлять 97 процентов произведенного мяса.

Однако в Беларуси, как, собственно, и в соседних России и Украине, существует основная проблема — высокая себестоимость производства мяса. Свинина из США, Канады и Бразилии стоит порядка 2 долларов за килограмм, европейская — около 2,5 доллара, средняя цена на свиные полутуши российского производства составляет 4,5 доллара за килограмм. По данным некоторых отечественных производителей, себестоимость производства килограмма свинины в Беларуси — 3,25 доллара. Как видим, по цене мы выигрываем у России, но проигрываем США и Западной Европе.

Правда, проигрывая в цене, мы зачастую выигрываем в качестве. За рубежом то и дело вспыхивают скандалы по поводу добавок в корма для свиней. Не так давно всплыла очередная история — с использованием гормона рактопамина, который применяется в США и Канаде в качестве кормовой добавки для ускорения роста и повышения постности мяса у свиней, крупного рогатого скота и индеек. Беларусь, к счастью, никогда в подобных скандалах замешана не была, и натуральность отечественных продуктов питания не вызывает сомнения. Поэтому наше мясо котируется на рынке той же России, где его себестоимость еще выше.

Но такая ситуация, по мнению экспертов, вскоре изменится. Пока Россия не в состоянии полностью обеспечить себя мясом. Но это только пока. Российские производители реализуют свои программы по производству свинины, неуклонно наращивая объемы. Таким образом, рано или поздно, но Беларуси предстоит столкнуться с проблемой реализации. И здесь важно понимать, что при имеющейся рентабельности белорусская свинина пока не может быть конкурентоспособной на мировом рынке.

Однако выход есть. И это — выпуск продукции с высокой добавленной стоимостью. В этом случае, уверяют эксперты, Беларусь без труда сможет занять свою нишу в любом сегменте мирового рынка свинины. И те производители, которые это понимают, в итоге в накладе не останутся.

Выигрывает наша страна и по своему географическому положению: мы близки как к европейской части России, так и к Западной Европе, что снижает затраты на транспортировку, позволяет поставлять не замороженное, а более высококлассное и дорогое охлажденное мясо.

Юлия БОЛЬШАКОВА, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter