ЦЕМЕНТ ЕСТЬ

Надо только знать, где искать Уже не первый год летом мы сталкиваемся с резким дефицитом цемента. И хотя то и дело слышишь о росте объемов его производства, уже в конце весны текущего года ситуация-2006 повторилась — в магазинах цемент пропал. Зато материал был широко представлен на рынках и у продавцов по частным объявлениям по цене, в два-три раза превышающей магазинную.

С одной стороны, приятно то, что производство цемента на самом деле прирастает сотнями тысяч тонн ежегодно (в этом году планируется произвести 3,7 млн тонн) и материал на рынке представлен (пусть и у спекулянтов). С другой стороны, дефицит и спекулятивная продажа говорят о нездоровой ситуации на строительном рынке и явном несоответствии между массовым спросом и недостаточным предложением. Да, производство цемента растет. Но еще быстрее растут объемы строительства. В таких условиях правительство решило действовать решительнее, и в начале июня была введена единая, близкая к коммерческой цена на цемент — на уровне 14 тысяч рублей за мешок 50 кг, пересмотрены графики поставок цемента по кварталам и сделан акцент на удовлетворении внутреннего спроса — отчасти в ущерб более экономически выгодному экспорту. Привело ли это к исправлению ситуации?
Ищем вместе
Чтобы ответить на этот вопрос, надо было всего ничего — найти цемент в свободной продаже. Чем и занялся корреспондент «НГ», начав со столичных строительных рынков.
— Добрый день, у вас есть цемент? — этот вопрос задавался каждому продавцу, торговавшему сухими строительными смесями.
— Нет, не было, не будет, — слышалось в ответ.
— Почему? — не отставал я.
— Цемент был до введения единой цены — 10—12 тысяч рублей за 25 кг. Теперь им заниматься невыгодно — могут посадить, — уточняли продавцы и откровенно признавались, что где-то цемент есть. И даже очень охотно давали адреса магазинов.
Все продавцы, словно сговорившись, отвечали одно и то же, поэтому быстро стало понятно: искать цемент на рынках бесполезно. Но и в магазинах поиск стройматериала затягивался. «Нет, не было и не будет», — снова был ответ, на этот раз по телефону. Наконец повезло:
— Остался один пакет — 50 кг за... 28 тысяч рублей.
Это предлагался цемент российского производства. Учитывая, что в нашей стране производится почти 380 кг цемента на душу населения, что Беларусь сама продает цемент России, что недавно мэр Москвы Юрий Лужков на встрече с премьер-министром Беларуси Сергеем Сидорским просил помочь с поставками цемента в Москву, ситуация предстала в трагикомичном свете: мы им продаем, а они нам.
— Берите, потому что и российского не будет, очень быстро разметают, — уговаривал продавец.
— А белорусский цемент будет?
— В нашем магазине нет, — продавец констатировал это как факт, хотя и не смог объяснить причины своей уверенности. Предполагаем, что магазину просто выгоднее продавать российский цемент по 30 тысяч, чем белорусский по 14.
Кроме российского корреспонденту «НГ» не раз предлагали украинский цемент по схожей цене. Белорусский же как в воду канул. Уже готов был вопрос к Минторгу, где же это цемент «есть везде», как вдруг на том конце трубки ответили:
— Да, есть, белорусский, по 14 тысяч, в любом количестве.
Радость находки не омрачило даже уточнение, что на руки выдается не больше 250 кг цемента, а при наличии документа о ведении жилищного строительства — не более тонны (таковы правила для всего Минска). Потом был найден цемент еще в нескольких магазинах. Такой же результат был получен и при обзвоне магазинов других городов. Там ситуация даже здоровее, ведь именно в Минске и столичной области активная концентрация капитала спонсирует самые большие объемы строительства в республике и, следовательно, многократно увеличивает спрос. Таким образом, официальная информация по поводу цементной проблемы начинала находить подтверждение в реальной жизни. Оказывается, цемент есть, просто надо знать, где его искать.
Спекулянты отошли от дела
— Проблема дефицита цемента была рождена спекуляцией, — рассказал «НГ» министр архитектуры и строительства Александр Селезнев. — Когда 6 июня мы  установили единую цену, обозначили ответственность за ее соблюдение и ввели на рынок дополнительные объемы, то спекулянты отошли от дела в связи с его невыгодностью.
— За счет чего были выделены дополнительные объемы? За счет снижения экспорта?
— Нет, в целом объемы продаж на внешние рынки не изменились. Во-первых, мы нарастили производство, во-вторых, перекинули объемы с четвертого квартала на сегодняшнюю торговлю. С тех пор постоянно отслеживаем ситуацию по всем регионам, и в течение полутора месяцев проблем не было. Как только запасы на складе в том или ином регионе стремительно начинают уменьшаться, сразу организуем дополнительные поставки.
— Что будет сделано в будущем году, чтобы ситуация не повторилась?
— В этом году введем дополнительные мощности и будем производить дополнительно 750—800 тысяч тонн цемента. Кроме того, все дополнительные объемы будущего года будут направлены прежде всего на удовлетворение внутреннего спроса. А что останется, пойдет на экспорт. Что касается масштабных реконструкций, то с вводом всех планируемых мощностей к первой половине 2010 года мы сможем только на экспорт отправлять 2,5—4 млн, тонн цемента.
Добавлю, что наряду с цементом снято напряжение по поводу стеновых стройматериалов (мы, кстати, быстро нашли на рынке и кирпич, и блоки. — А.В.)
С перебоями работают считанные магазины
В Министерстве торговли нам подтвердили факт бесперебойного снабжения цементом, отметив, что за первое полугодие торговыми организациями получено 161,3 тысячи тонн цемента, что в 3,1 раза больше аналогичного периода прошлого года.
И министр торговли сообщил журналистам, что на внутреннем рынке в первом полугодии текущего года реализовано 54 тысячи тонн цемента — в 2,5 раза больше по сравнению с намеченным объемом продаж на данный период. Добавив, что ажиотаж вокруг данного строительного материала объясняется требованиями Указа № 58 (о порядке изъятия и предоставления земельных участков) и повышенными темпами строительства жилья.
— В настоящее время в Беларуси насчитывается порядка 750 объектов торговли строительными материалами, в Минске — 16. По всей республике разве что 10 объектов, может, и работают с перебоями, но во всех остальных недостатка этого стройматериала нет, — подчеркнул министр.
Дефицит в сообщающихся сосудах
Таким образом, цемент стало купить намного проще, чем пару месяцев назад. Но, к сожалению, проблема пока никуда не исчезла — строительный рынок нуждается куда в больших объемах, чем 3,7 млн тонн этого года. По закону сообщающихся сосудов проблема с потребительского рынка перетекла на коммерческие стройки, где царит сложная и запутанная система квот и где сегодня часто вынуждены покупать дорогой украинский и российский цемент, что не может не сказаться на стоимости строительства.
Вопрос об увеличении производственных мощностей белорусских цементных заводов стоит на повестке не первый год. Но деньги в отрасли нужны большие и быстро, а такую роскошь бюджет не может себе позволить. Было принято решение о привлечении инвестиций. Два государственных цементных завода — Белорусский цементный завод и «Кричевцементношифер» должны быть акционированы до конца года.
— Что касается инвесторов, то предложений много, но решение не принято, — поделился министр Александр Селезнев. — Нам предлагают не совсем интересные для государства условия: все хотят получить контрольный пакет акций и продавать цемент по мировым ценам. А мы придерживаемся другой точки зрения: контрольный пакет должен остаться у государства, на внутреннем рынке цены должны быть фиксированными, а на экспорт — свободными. Кроме того, инвестору будет передан соцкультбыт при предприятии, который нужно поддерживать, ну и, конечно, должны быть четко согласованы вопросы распределения прибыли и дальнейшей модернизации предприятия.
Возможный вариант развития событий — создание на базе трех предприятий (включая «Красносельскстройматериалы») цементного холдинга и продажа половины его акций.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter