Корреспонденты «СОЮЗа» в Москве и Минске спустились в столичные подземки

Целый вагон новостей

Для московского и Минского метрополитенов февраль — особый месяц: 4 февраля 1935 года по первому участку московской подземки проехал первый тестовый поезд. А в 1977 году, опять–таки 4 февраля, Совет Министров СССР принял постановление о строительстве метро в Минске. Обе транспортные системы стали за эти годы основами наших двух столиц и сильно поменялись. Меняются они и сегодня. Как? Об этом узнали корреспонденты «СОЮЗа» в Москве и Минске...

фото белта

Самой первой веткой московской подземки, напомним, была Сокольническая линия. 10 января на ней снова произошло заметное событие — впервые были запущены 8–вагонные составы, благодаря чему вместимость поездов выросла на 15%. Изначально, еще в 1930–е годы, на линии курсировали 4–вагонные составы, позже число вагонов увеличили до 7. Наращивать составы дальше было невозможно из–за коротких платформ, однако в последние годы удалось решить и эту проблему. Сейчас на линии 40% поездов заменили на 8–вагонные, а полностью ими снабдят ветку до конца года.

Московское метро в последние годы, без преувеличения, переживает второе рождение. За минувшие семь лет, к примеру, протяженность подземки выросла на 30%, а в течение этого года власти рассчитывают построить 25 новых станций.

Способов оплаты проезда в московском метро — масса. Многие приезжие делают ошибку, покупая единые билеты на ограниченное число поездок. Куда разумнее купить карту «Тройка». На нее можно просто положить деньги и тогда одна поездка на метро или наземном транспорте обойдется всего в 36 рублей. Цена карты 50 рублей, ее всегда можно сдать в любую кассу метро и получить залог обратно...

Станция метро «Котельники» московского метрополитена — одна из самых отдаленных от центра: она расположена в Московской области.
фото СЕРГЕЙ МИХЕЕВ

В московской подземке сегодня 207 станций, а протяженность линий составляет почти 350 км. А ведь есть еще Московское центральное кольцо — это линия наземного метро с 31 станцией. Порой грамотно построить маршрут, найти удобную пересадку и не потерять время не получается даже у москвичей. Чтобы решить эту задачу — заранее скачайте транспортное приложение «Метро Москвы». Сервис не только проложит удобный маршрут между станциями, но и посчитает цену и длительность поездки, а еще предложит альтернативные пути с использованием наземного транспорта.

Метро Москвы по праву считается одним из самых красивых в мире. И если станции «Маяковская» или «Комсомольская» в представлении не нуждаются, то вот новые известны не так хорошо. Взять, к примеру, «Минскую», открывшуюся в марте прошлого года. Она оформлена в ультрасовременном стиле и рассказывает о технической стороне Великой Отечественной войны — неподалеку расположен одноименный музей.

А на «Выставочной» в распоряжении пассажиров есть галерея и центр профориентации, где можно записаться на экскурсию по метро и попробовать себя в роли машиниста на современном тренажере. На станциях «Маяковская» и «Трубная» работают официальные сувенирные магазины подземки. Там, к примеру, можно купить «Тройку» в виде браслета, керамического кольца или магнита. Также в магазинах есть авторучки, футболки, кружки и многие другие вещи с символикой метро и Москвы.

Александр Мелешенко

meleshenko@rg.ru, Москва

В ПРОШЛОМ году тремя самыми популярными станциями в Минском метро стали «Площадь Ленина», «Площадь Якуба Коласа» и «Уручье» — в среднем за сутки они принимали соответственно 56 600, 47 600 и 46 800 пассажиров. Список лидеров легко объясним. Например, «Уручье» построено в крупном спальном районе, а станция «Площадь Ленина» и вовсе может быть знакома многим россиянам — именно к ней ведет переход с железнодорожного вокзала, куда прибывают поезда Москва — Минск.

фото: татьяна столярова

Всего же за 2017 год Минский метрополитен перевез 284,2 миллиона пассажиров. Но цифре есть куда расти. Уже через несколько лет заработают первые станции новой, третьей линии столичной подземки.

Билеты для разовой поездки в наземном и подземном городском транспорте Минска не взаимозаменяемы. Если «наверху» нужно отмечать в валидаторе бумажный квиток, то в метро турникету придется «скормить» жетончик. Сейчас он стоит почти 19 российских рублей. Жетоны продают в окошках касс на самих станциях.

Если вы приехали в Минск не на один день, то лучше купить проездной. Они бывают двух видов — кассир в окошке может запрограммировать их либо на время, либо же на определенное число поездок. Ту же операцию можно проделать и самостоятельно, воспользовавшись инфокиосками, которые стоят сразу у входа на каждой станции. Например, проездной на 10 суток обойдется в 232 российских рубля, а за пластик на 10 поездок вы заплатите примерно 175 российских.

Уезжая из Минска, проездной можно сдать в любую кассу метрополитена и вернуть его залоговую стоимость — 2,4 белорусского рубля, или 65 российских. Проездные могут быть совмещенными и для поездок на наземном транспорте, покупателю остается только выбрать нужное сочетание. В прошлом году среди минчан особенно популярны были «автобус–метро» и «троллейбус–метро». При желании вы можете купить и весь джентльменский набор «автобус–троллейбус–трамвай–метро».


Схемы подземки есть на каждой станции, но даже без этого заплутать в Минском метро практически невозможно. Пока здесь работают две линии: Московская — самая популярная, в прошлом году ею воспользовались 164 миллиона пассажиров, и Автозаводская, которая в 2017 году перевезла 120,2 миллиона человек. Пересадочный узел всего один — это станции «Октябрьская» и «Купаловская» практически в центре обеих веток. Добраться из конца в конец одной линии на поезде займет без малого полчаса, за это время вы пересечете город по диагонали. Новый пересадочный узел добавится, когда откроются первые четыре станции новой, третьей ветки метро. Чтобы ускорить ее прокладку, метростроевцы собираются купить второй механизированный проходческий щит в помощь первому, получившему поэтическое имя «Алеся».

В минской подземке вы не встретите похожих станций. Каждая выполнена в своем неповторимом стиле, причем все они продолжают заложенную еще в советское время традицию. Например, на «Малиновке», которая так названа в честь деревни, находившейся на окраине Минска, можно услышать... трели одноименной птицы. Конечно, клетки с малиновками под сводами станции не висят — запись их голосов льется из динамиков. Колонны в центре станции стилизованы под стволы деревьев, на которых «уселись» птицы. А в убранстве станции «Грушевка» использованы металлические половинки груш. Своды станции «Петровщина» стилизованы под звездное небо — на темном ночном небе сверкают яркие созвездия. Словом, на каждой станции найдется что–то интересное. Ну а тот, кто хочет увидеть все и сразу, может сделать это на станции «Могилевская» — здесь работает небольшой музей Минского метро. Входным билетом послужит, конечно, жетончик.

Кошелек

Сколько же получают сотрудники московского и Минского метрополитенов? Эту информацию можно узнать на официальных сайтах. Машинист московского метро зарабатывает от 65 тысяч рублей, а Минского — от 43 тысяч. Слесарям–сантехникам готовы предложить от 40 тысяч в Москве и от 30 тысяч в Минске, а вот малярам — от 47 и 24 тысяч соответственно (зарплаты указаны в российских рублях).

Антон Костюкевич

akostyukevich@sb.by, Минск
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter