Поезда с системой автоведения, оплата проезда с помощью биометрии и новый транспортный треугольник: как будет развиваться минское метро

Целый состав новаций

Десятки километров тоннелей, 33 станции, 2 электродепо, сложнейшие инженерные коммуникации и развитая социальная инфраструктура с подземными переходами, торговыми центрами и павильонами… Сегодня метро является самым популярным видом общественного транспорта в Минске. Ежедневно по трем его веткам пропускается более тысячи поездов, которые перевозят почти 600 000 пассажиров. Планы на будущее у метрополитена грандиозные! И касаются они не только строительства новых станций, но и внедрения новых методов оплаты проезда и замены подвижного состава. Корреспондент «Р» узнала подробности.

Кроме дизайна, украшением третьей ветки, безусловно, стали новые вагоны.

Везет тому, кто везет

Метрополитен был и остается главной транспортной артерией Минска. По итогам прошлого года свыше 36 процентов пассажиров выбирали именно метро. Причем эта цифра больше, чем показатели других видов городского пассажирского транспорта. Однако эпидемиологическая обстановка внесла свои коррективы — пассажиропоток в прошлом году снизился. За год услугами метрополитена воспользовались более 219 миллионов человек. Для сравнения: в 2019 году этот показатель составлял почти 294 миллиона человек.

Официальный представитель Минского метрополитена Андрей Дроб — о том, какие станции в прошлом году были наиболее загруженными:

— Самой популярной стала станция «Каменная Горка». За год ее посетили более 17,7 миллиона человек. Более 13 миллионов пассажиров посетили «Площадь Ленина» и «Уручье», более 12 миллионов — «Площадь Якуба Коласа», более 10 миллионов — «Малиновку» и «Академию наук». Остальные станции находятся чуть ниже десятимиллионной черты. Самая тихая и спокойная станция «Первомайская». Здесь побывало около 2,3 миллиона пассажиров. Чаще всего станция наполняется ощутимыми потоками людей в момент, когда проводятся массовые мероприятия в расположенных рядом концертном зале «Минск» и на стадионе «Динамо». Однако в прошлом году из-за пандемии и этот фактор не был задействован в полной мере.


Биометрия и не только

Беларусь является одной из ведущих стран СНГ и Восточной Европы по уровню развития платежных решений для городской инфраструктуры. Мы сохраняем лидерство и остаемся приоритетным рынком для привлечения инновационных транспортных решений. Потому неудивительно, что Минский метрополитен стал третьим в мире, который сразу на всех станциях ввел систему оплаты проезда с помощью бесконтактных банковских карт и различных мобильных устройств, поддерживающих банковские платежные системы. До этого подобных результатов достигли только метрополитены Лондона и Ванкувера.

Сегодня оплатить проезд бесконтактным способом могут владельцы банковских карт как международных, так и белорусских национальных платежных систем. Для этого можно использовать различные цифровые мобильные устройства с технологией NFC — планшеты, смартфоны, айфоны, смарт-часы, брелоки...

Основные формы оплаты проезда в метрополитене в 2020 году выглядели следующим образом. Жетонам отдавали предпочтение 32 процента пассажиров, бесконтактным картам «Минсктранса» — 35,7 процента, а бесконтактным картам метро — 7,9 процента. Бесконтактными банковскими картами пользовались 14,7 процента, и если сравнить эти показатели с данными за 2019 год, то можно заметить, что популярность этого вида бесконтакта возросла более чем в два раза!

Бесконтактными банковскими картами пользовались 14,7 процента пассажиров. За год популярность этого вида оплаты возросла более чем в два раза.

Любители «яблочной» техники уже успели оценить сервис по оплате проезда AppleExpress. Его запустили в сентябре совместно с международной платежной системой Visa и IBA Group. Наша страна стала одной из первых в СНГ, где внедрена перспективная технология. С запуском AppleExpress в метро открылся своеобразный fasttrek для владельцев устройств Apple — оплачивать проезд можно ускоренно, без привычной обязательной аутентификации для расчетов бесконтактно. От пользователя не требуется традиционной разблокировки, открытия AppleWallet и выбора карты. Алгоритм действий оплаты напоминает расчет электронным проездным в формате «достал — приложил —оплатил». Секрет в использовании «транспортной» карты, которая автоматически распознается валидатором на турникете.

Казалось, лучше не будет. Но метрополитен снова удивил. Для держателей карточек Mastercard заpаботал сервис оплаты проезда с использованием технологии распознавания лиц на станциях метро «Немига», «Институт культуры» и «Площадь Ленина». Сервис по оплате проезда с помощью системы распознавания лиц начал тестироваться в середине прошлого года. Результатом проделанной работы стал совместный проект ОАО «АСБ Беларусбанк» и метрополитена по тестированию инновационной технологии с использованием биометрического сервиса «Смотри и проходи».

Метрополитен заключил с банком соглашение о конфиденциальности, была создана двусторонняя рабочая группа. Необходимое программное обеспечение и биометрический терминал изначально установили на одном из турникетов в метро.

В банке специалисты обеспечили закрытость хранилища биометрических слепков и обработки запросов от терминала. Также на тестовой площадке банка установили и подключили к банковскому серверу биометрический терминал. Вскоре были проведены работы по интеграции соответствующих данных в мобильное приложение банка M-Belarusbank SDK. С его помощью клиенты могут регистрировать слепок лица на сервере банка и производить привязку своей платежной карточки.

Как это работает? При переходе через турникет биометрическая система считает ваши черты лица, а с платежной карточки спишется оплата. Чтобы зарегистрироваться в сервисе, нужно скачать мобильное приложение Беларусбанка. При этом оно поддерживает привязку карточек любых банков нашей страны. После регистрации банковской карты необходимо выбрать в списке сервис «Смотри и проходи». После этого нужно сделать снимок лица с помощью камеры смартфона. На сервер банка отправляется только цифровой образ человека — хеш (зашифрованный цифровой код). Когда все сделано, останется прийти на нужную станцию и воспользоваться биосканером, просто подойдя к нему. В сканер встроен инфракрасный датчик, который позволяет понять, что перед ним человек.



Чтобы зарегистрироваться в сервисе, нужно скачать мобильное приложение Беларусбанка.

Кстати, приятная новость для любителей посидеть в соцсетях или посмотреть ролики на «Ютубе» по дороге на работу или занятия! На ряде станций метрополитена уже есть бесплатный Wi-Fi, и работа по обеспечению станций беспроводным интернетом будет продолжаться. Во всех тоннелях метрополитена работает сотовая связь и организован доступ в интернет через операторов сотовой связи.

Вагончик всех тронул

Кроме дизайна, украшением третьей ветки, безусловно, стали новые вагоны. Пассажиры уже успели ощутить заметную разницу между комфортностью поездки на новых поездах и поездах предыдущего поколения. Новый «Штадлер» менее шумный и обладает более плавным ходом. Андрей Дроб — о замене подвижного состава:

— До недавнего времени на первой и второй линиях метро курсировали только российские электропоезда, произведенные мытищинским и санкт-петербургским заводами. Часть из них была еще советского производства, и постепенно их эксплуатационный ресурс подходит к завершению. Возник вопрос по их поступательной замене на новые, более безопасные, экономичные и комфортные. Поэтому в январе 2017 года по результатам проведенного аукциона был подписан договор с ЗАО «Штадлер Минск» на поставку 10 поездов метро для Минска.

По итогам прошлого года свыше 36 процентов пассажиров выбирали именно метро.

Сейчас на третьей линии эксплуатируется 6 четырехвагонных составов, 4 пятивагонных задействованы на второй линии. Количество посадочных мест в них — 168 и 212 соответственно. Отличительная особенность новых поездов — они сквозные. То есть пассажиры могут переходить из вагона в вагон. Еще один приятный бонус — салоны, оборудованные системами кондиционирования и вентиляции, автоматического пожаротушения и информирования пассажиров. Внутри также есть места для подзарядки электронных девайсов.

Для обеспечения контроля и безопасности движения, снижения расхода электроэнергии электропоезда оснащены системой автоведения. Ее основная функция заключается в неукоснительном обеспечении графика движения поездов. Метрополитен разработал план обновления электропоездов до 2025 года как для новой Зеленолужской, так и для действующей Автозаводской линии, на которой сейчас больше всего составов с истекающим сроком эксплуатации. До 2025 года планируется приобрести 12 пятивагонных составов взамен поездов с истекающим сроком эксплуатации, а 7 четырехвагонных поездов намечено закупить для продления третьей линии.

Есть контакт!

Осенью минская подземка приросла четырьмя новыми станциями — «Юбилейная площадь», «Площадь Франтишка Богушевича», «Вокзальная», «Ковальская Слобода». Их задача номер 1, как и всей третьей линии, — связать юг и север города и разгрузить пересадочный узел «Купаловская» — «Октябрьская». Андрей Дроб о том, как ввод новых станций повлиял на перераспределение пассажиропотока:

— Новые станции составляют огранку транспортного логистического треугольника, связавшего все линии метро и вплетенного в контекст других видов городского, а также железнодорожного транспорта. Пока пассажиропоток станций первой очереди третьей ветки невелик, но уже позволил снизить нагрузку на пересадочный узел «Купаловская» — «Октябрьская». Конкурировать по перевозкам пассажиров с Московской и Автозаводской линиями метро Зеленолужская будет лишь после завершения всего ее планового строительства. Тогда, когда введут в строй еще 10 станций этой ветки и ее протяженность составит до 17 километров. Соответственно всего на Зеленолужской линии будет 14 станций, она соединит южный и северный секторы Минска с центральной частью города из Зеленого Луга в Курасовщину.

Парк поездов планируется обновлять.

Начальник отдела организации пассажирских перевозок ГП «Столичный транспорт и связь» Александр Каптюх также отметил, что открытие первого участка третьей линии мало повлияло на работу маршрутной сети наземного транспорта, но при продлении Зеленолужской ветки планируется существенно реорганизовать работу наземного транспорта.

Сейчас метростроители ведут работы в слуцком направлении по продлению линии с последующим вводом в строй станций «Аэродромная», «Неморшанский сад» и «Слуцкий гостинец». У некоторых минчан возникает вопрос, почему сейчас метро движется не в сторону наиболее населенного Зеленого Луга, а в противоположном направлении, где нет столь крупных жилых микрорайонов. В какой-то степени южное развитие линии объясняется тем, что здесь за конечной станцией будет построено электродепо «Слуцкое» для обслуживания поездов третьей линии. Поэтому скорейший ввод нового электродепо — вопрос для метрополитена весьма актуальный.

Отличительная особенность новых поездов — они сквозные.

Напоследок разговор заходит о безбарьерной среде. Андрей Дроб говорит, что этому вопросу в метро всегда уделялось особое внимание:

— В настоящее время в метрополитене эксплуатируется 41 лифт на 13 станциях. Для комфортного передвижения маломобильных пассажиров установлены 23 подъемные платформы с наклонным перемещением на 9 станциях и 7 платформ с вертикальным перемещением на станциях «Октябрьская», «Первомайская», «Юбилейная», «Фрунзенская». На 15 станциях внедрены мобильные гусеничные подъемники типа SHERPA для транспортировки инвалидов в колясках. Детализированную схему оснащения всех станций элементами безбарьерной среды можно найти на сайте метрополитена www.metropoliten.by в разделе «Информация» (ссылка «Безбарьерная среда»).

Задача номер 1 новых станций, как и всей третьей линии, — связать юг и север города и разгрузить пересадочный узел «Купаловская» — «Октябрьская».

gorbatenko@sb.by

Фото предоставил Андрей Дроб
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter