Внутренний туризм вместо внешнего: 60 стоянок для кемперов готовятся принять автотуристов

Целый караван историй

СОVID-19 в этом году спутал все карты туриндустрии: отдых на море для многих оказался недосягаемым. Все взоры теперь обращены на внутренний туризм. Владимир Рудой, директор кемпинг-предприятия на озере Селява, верит в приближающуюся популярность своей стоянки. Говорит, что звонки от туристов, которые оказались без отдыха в далеких странах, продолжают поступать. В стране насчитывается более шестидесяти кемпингов, готовых принимать не только владельцев специальных автодомов и прицепов, но и любителей отдыха в палатках, а также желающих расположиться в пляжных домиках. Как они будут функционировать этим летом и способен ли внутренний туризм заменить внешний, узнавала корреспондент «Р».

По оценкам специалистов, в Беларуси насчитывается около 4000 автодромов и прицепов.

Вложения на перспективу

— На лето у нас уже запланировано три больших слета, благо территория большая — два гектара. Места, чтобы соблюдать необходимую дистанцию, хватит, — отмечает Владимир Рудой. — В наших планах — привлечь организаторов музыкальных фестивалей. Ну и будем ждать, когда откроет границы Россия — наши постоянные гости-караванеры из Смоленска, Москвы и Петербурга на низком старте, очень ждут. Они по-другому воспринимают расстояния: для наших туристов 160 километров от Минска — это далеко, а для кубанцев добраться до нас — это рукой подать.

По оценкам собеседника, в стране насчитывается около 4000 автодомов и прицепов. При этом активно путешествуют на них от силы сотни три владельцев. Остальные выезжают пару раз за год на охоту, рыбалку или используют свой транспорт в качестве временных домиков на дачах. Одна из причин — наличие необходимой инфраструктуры. Стоянок с современным набором услуг — возможностью подключиться к электричеству, водоснабжению, слить канализацию — у нас не так уж и много.

По поводу стоимости: размещение в кемпинге автодома с двумя проживающими обойдется в 20 рублей в сутки. Такая же сумма — за место для авто и размещение в палатке двух взрослых. К слову, на территории кемпинга могут одновременно разместиться около 200 автодомов и 500 палаток. 

Кстати, строительство кемпинга по всем стандартам — дело затратное. Инвестиции составят 200 000–240 000 рублей. Это при условии, что надо тянуть несколько километров подземного кабеля и устанавливать трансформатор. Станция биологической очистки стоит около 20 000 рублей, неглубокая скважина для технической воды — еще несколько тысяч руб-лей… И так далее. 

Комфортный отдых для караванеров могут предложить далеко не на каждой стоянке.

Привязанные к розетке

В кемпинге на Вилейском водохранилище иных услуг для автодромов, кроме стоянки, предоставить не могут. Из удобств — теплый душ. Электричество есть, но буквально пара розеток. Директор Сергей Копылов не скрывает: его кемпинг рассчитан на семейный отдых буквально на выходные.

— У нас 13 гектаров, можно установить 2000 палаток, и еще останется место для отдыха в беседках, на уединенных полянах, — описывает территорию директор. — Все корпоративные слеты, назначенные на июнь — июль, уже отменены. А значит, впору задуматься, как привлечь обычных туристов. Надеюсь, заработка в этом году нам хватит, чтобы подготовиться к следующему году. Там ЧМ-2021 по хоккею — ждем иностранных караванеров. 


Знакомство с автолюбителями

Кемпинг в Мостовском районе к сезону готовится вовсю. Но пока звонков от потенциальных клиентов немного. 

— Обычно на автодомах к нам приезжали иностранные туристы; белорусы, видимо, отправлялись летом за рубеж. Сейчас надеемся с ними познакомиться, — говорит директор кемпинга Антонина Сытая.

Гости удивлялись ценам: 20 руб-лей в сутки с машины. Отдельно оплачивается стоимость электричества по счетчику и услуги кемпинга — 10 рублей с человека. Дополнительно можно попариться в бане, поплавать на лодке, пострелять из пневматического оружия.

— Человек 40 можем заселить в палатки и домики. В будни чаще всего свободно. Места у нас красивые: рядом озеро, реликтовая дубовая роща — то что надо для уединенного отдыха, — приглашает на лето директор.

КОМПЕТЕНТНО

Ирина БРИНКЕВИЧ, начальник отдела маркетинга и качества туристских услуг Департамента по туризму Минспорта и туризма:

— Движение любителей автопутешествий в нашей стране постепенно набирает обороты. Конечно, из-за пандемии COVID-19 оно сейчас не столь активное, но и не свернулось полностью. Минспорта и туризма поддерживает тесные контакты с общественными организациями «Союз кемпингов», «Белорусский клуб караванеров и автотуристов» и «Белорусские караванеры», оказывает им практическую помощь в решении наиболее актуальных проблем, координирует их деятельность и связь с органами госуправления.

Сегодня в стране действует более 60 стоянок для кемперов. Лидеры — Минская, Витебская и Гомельская области. Для сравнения: в 2014 году было лишь 13 стоянок. Владельцам каждой из них доведен технический кодекс установившейся практики, где есть необходимые нормы соответствия стоянок международным стандартам. Сейчас на территории страны действует всего один кемпинг, прошедший международную аттестацию, — на озере Селява в Крупском районе.

На наш взгляд, формирование и развитие в стране системы кемпингов, как и связанное с ней развитие автомобильного туризма, является перспективным направлением в сфере туризма и гостеприимства. 

Мы считаем, что движение караванеров весьма перспективное. Эксперты говорят, что в ближайшем будущем произойдет еще большая экологизация мышления людей. При инвестировании в туризм на первое место будет ставиться защита окружающей среды. Будут возрождаться путешествия на длинные расстояния. И к этому надо быть готовыми. Есть ряд вопросов, которые предстоит решить. Например, для иностранных туристов важно путешествовать с минимальной потерей времени на границе, без бюрократических преград и проволочек. Безвизовая территория Брест — Гродно не совсем подходит для такого рода туристов, потому что необходима регистрация в местах ночлега. Паркинги такой возможности не предоставляют, а размещаться в отелях для караванеров — это потеря смысла и базовых принципов караванинга. Кроме того, проблемным вопросом является отсутствие возможности у граждан третьих стран беспрепятственно пересекать белорусско-российскую границу. В большинстве своем Беларусь — это транзитное направление на пути в Россию либо в Западную Европу. На наш взгляд, основной объем въездных посещений автотуристов на кемперах возможен со стороны России, где в Москве и Санкт-Петербурге работает несколько достаточно крупных прокатных компаний и есть некоторое количество кемпинг-каров, находящихся в частном пользовании.

druk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Фото: Виталий ГИЛЬ