В Беларуси на каждого безработного приходится почти 2,5 свободных места

Целые популяции тунеядцев кормятся за наши налоги

До 1 января 2015 года разработать систему мер по искоренению иждивенчества и тунеядства — такую задачу поставил Президент  на совещании по вопросам занятости и миграции в стране. Белорусы — народ работящий, но в последнее время состояние рынка труда вызывает тревогу. В экономике в первом полугодии 2014 года было занято до 4,5 миллиона человек. Число тех, кто еще может приносить пользу обществу, составляет почти 60 процентов от общего количества жителей. 

Увы, нация стареет, и если в 2010 году на одного неработающего было 2,7 человека в трудоспособном возрасте, то этот показатель сегодня стремится к 2, то есть на рынке труда будет все острее чувствоваться дефицит рабочей силы. Соответственно подрастет и нагрузка на систему социальной защиты. 

Тем временем численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите, на конец июня 2014 года — 21,2 тысячи человек. Цифра небольшая. Но чего греха таить: многие на биржу и не торопятся. Ведь вместе с официальным статусом безработного получают и пособие, на которое не разживешься. Хочешь не хочешь, надо соглашаться на любую работу, а для некоторых это не вариант. 

Государство помогает и поддерживает тех, кто хочет найти работу, открыть бизнес, со своей стороны предлагая переобучение по другой специальности или субсидирование собственного дела. Но есть и те, кому это совсем неинтересно. И таких 500 тысяч человек! И пусть, как сказал Президент, из этого числа пятая часть — домохозяйки, то чем занимаются и за что живут остальные? Выходит, они так же, как и те, кто работает от звонка до звонка, получают бесплатное образование, медицинское обслуживание. Но при этом не заплатили и копейки налогов в госбюджет. 

Но кто они — теневые нетрудовые элементы? Их видов и классов, как в биологии, множество. Есть откровенные тунеядцы. Некоторые даже без определенного места жительства. Огулом осуждать таких трудно — от судьбы, как говорят, не уйдешь. Но многие, как выясняется, делают это осознанно, опускаясь на дно жизни. Причем сколько бы им ни помогали социальные органы — выдавали документы, подыскивали работу, — они снова и снова возвращаются пусть и к некомфортному, зато беззаботному существованию. В городах перебиваются попрошайничеством, мелкой подработкой. В деревнях за бутылку и 100 тысяч рублей соглашаются на любую повинность. 

А есть еще один «вид». Вроде и при работе, но… В одной из командировок председатель сельсовета пожаловалась на так называемых обязанных лиц, которых лишили родительских прав, но при этом обязали возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей в детских домах. Нерадивая мать, которую устроили на ферму, фактически отбывает трудовую повинность и бьет баклуши. С утра дождь? Заявляет: на службу не пойду, промокнуть боюсь. На переговоры приезжает участковый, который в результате и привозит ее на работу на своей машине. Понимает «кукушка», что поделать с ней ничего не смогут: таких, как она — обязанных лиц, — руководитель предприятия не имеет права уволить. Страдают от такого бремени, замечает председатель, и сами работодатели, и те, кто вынужден в одном коллективе делить с трутнями нормы и планы. На одном из филиалов предприятий поселка работники даже восстали против приема обязанных лиц на работу. Наказывать трутней надо еще жестче, убежден председатель сельсовета. Ведь они фактически наносят двойной удар по экономике — получают деньги за невыполненную работу, а сами толком не работают. В общем, как та паршивая овца в стаде.

Тем временем в стране 53,5 тысячи вакансий, на каждого безработного приходится почти 2,5 свободных места. 76,1 процента на рынке труда — рабочие специальности в промышленности, строительстве, транспорте. Фактически не человек ищет работу, а работа — конкретного специалиста. Самые востребованные на рынке труда медики и строители. Сельскому хозяйству не хватает инженеров, ветфельдшеров, ветврачей, бухгалтеров, агрономов и зоотехников.

В дефиците трактористы-машинисты, водители, операторы машинного доения. Как говорил классик, все работы хороши — выбирай на вкус… Не захотел? Вспомнишь об этом в старости. Минимальный стаж для назначения трудовых пенсий может быть увеличен с 10 до 15 лет. Поэтому наверняка многие задумаются, как пройти трудовой путь так, чтобы и старость встретить без страха. 

Анна КОРЕНЕВСКАЯ, «СГ»

korenevskaja@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter