Целили в инвестиции, а попали в проблемы

С кем из директоров ни поговоришь, почти все сетуют на то, что оборудование износилось и устарело, а инвестиций на новое нет.
С кем из директоров ни поговоришь, почти все сетуют на то, что оборудование износилось и устарело, а инвестиций на новое нет. Что правда, то правда. Но лично меня в этом поражает психологический аспект. Многие руководители под инвестициями понимают государственные, считай, бесплатные финансовые вливания. Даже если кредит предприятие берет иностранный, то, как правило, под государственную гарантию. Некоторые "генералы производства", пользуясь этим, не стыдясь, практически впустую потратили миллионы долларов. Расплачиваться за свою беспомощность предлагают обществу. Именно так произошло с рядом нашумевших "гермесовских" кредитов. Парадоксально, но ни один директор не поплатился за это хотя бы должностью.

К чему я это напоминаю? В то время как потребность во внешних инвестициях растет, источник остается, по сути, один: Россия с ее запасами ликвидного сырья. Но она диктует куда более жесткий подход, чем это могут понять некоторые директора. Вопрос ставится так: рубль за акции либо за реальный контроль над производством. Причем иногда контроль тотальный - партнер распоряжается порой даже административной судьбой директора.

Российские компании уже вложили десятки миллионов в нашу нефтепереработку, продажу ее продуктов и обещают довести здесь технологию до мирового уровня. В этом, согласитесь, ничего плохого нет. Но есть примеры и другого сорта. Помнятся попытки за пустяковый долг прибрать к рукам рентабельный агрегатный завод в Борисове, посадить на финансовый крючок "Белшину". Не получилось. Урок, похоже, из этого извлекают обе стороны. Об этом можно судить уже по намерениям группы "Сибирский алюминий" включить в свой дочерний концерн "Руспромавто" гордость белорусской промышленности - Минский автозавод.

Словом, налицо типичная рыночная реальность. Та самая, за которую ратуют и наши "рыночники". Однако, как выясняется, лишь на словах. На деле откуда-то появляются разнообразные аргументы "против". Причем не всегда здравые. Порой на грани истерики - мол, нельзя распродавать "национальное достояние" и т.п. Однако аналитики, знакомые с закулисной стороной принятия управленческих решений в годы не столь отдаленные, на это лишь ехидно усмехаются. Им совершенно ясно, что таким "патриотам", находящимся, как правило, недалеко от управленческого руля, нет-нет да к рукам кое-что прилипало. Не за красивые же глаза уходили на тот же российский рынок наши высокотехнологичные товары по бросовым ценам, да еще через множество частных посредников. А новый собственник, неровен час, призовет к ответу: где деньги?

Кстати, на чисто экономических проблемах появляются желающие поиграть в политику. На днях несколько молодых людей из "Маладога фронту" были задержаны у проходной Минского автозавода. Они пытались провести несанкционированную акцию против "распродажи МАЗа". Приходится милиции им растолковывать, что политика политикой, а бизнес бизнесом. Неважно, какой национальности инвестор, главное - его деньги позволят повысить конкурентоспособность белорусского предприятия

Кстати, рабочие МАЗа это прекрасно понимают. Что такое зарубежный инвестор, они знают по опыту СП "МАЗ-МАN": желающих устроиться туда - очередь. Тем не менее гендиректора ПО "БелавтоМАЗ" Валентина Гуриновича "пи-аровские" публикации оппозиционных газет волнуют не на шутку. Потенциальный инвестор начинает задавать вопросы: у вас что, неспокойная социальная ситуация? Понятно, что российскому, да и любому другому бизнесу, уже отвыкшему от забастовок и подобных ЧП, новая головная боль ни к чему. Свои деньги он может вложить и в наших конкурентов - КамАЗ, например... Мы же, как говорится, опять останемся при своем интересе.

При этом речь не идет о том, чтобы "продаться" любому, кто больше заплатит. "Если бы предложение исходило от "Мерседеса" или, предположим, от "МАN", я бы, скорее всего, высказался против, - заявил Валентин Гуринович. - Ну зачем им поддерживать конкурента? Иное дело - российский концерн, где МАЗ наряду с Ярославским моторным заводом и Уральским автомобильным может стать логическим звеном единой производственно-сбытовой сети. Тем самым мы надежно закрепимся на российском рынке, где реализуется 85 - 90 процентов нашей продукции".

Между тем трезвомыслящие белорусские бизнесмены понимают: без иностранных инвестиций МАЗ не вытянуть. Ну нет у нас в стране "свободных" 250 - 270 миллионов долларов на его реконструкцию. Ни у государства, ни у деловых людей. В этом я в очередной раз убедился в ходе недавней встречи с руководством Белорусской научно-промышленной ассоциации. "Приход инвестора - единственный реальный вариант дать новую жизнь заводу, - считает президент БНПА Николай Стрельцов, прошедший на МАЗе путь до заместителя гендиректора. К слову, это говорят люди, свято убежденные: интересы отечественного бизнеса должны быть учтены в первую очередь. Между прочим, мы намерены вернуться к этой теме и провести в редакции "круглый стол", посвященный теме привлечения иностранных инвестиций. Думаю, нашим предпринимателям есть что сказать по этому поводу.

Теперь порассуждаем о том, к чему приведет 23-тысячный коллектив обструкционистская политика "патриотов": тот же "Сибирский алюминий", уже прибравший к рукам в России четыре автобусных завода, знаменитый ГАЗ, Ярославский моторный, снабжающий дизелями, кстати, и МАЗ. Вряд ли этот монстр станет терпеть на своей территории чужака. И не в отместку, а следуя железной логике бизнеса...

В конечном счете государство решает, быть или не быть сделке. Недавно Александр Лукашенко, отвечая на вопрос корреспондента "СБ", пояснил: "Мы готовы к сотрудничеству с инвесторами, но при сохранении коллектива, поступлений в бюджет, зарплаты, социальной инфраструктуры предприятий..."

Эти принципы незыблемы. Именно они станут отправной точкой грядущей модернизации экономики. За 5 лет в Минпроме, например, предполагается в 4 раза увеличить число акционированных предприятий. Это, безусловно, повысит их инвестиционную привлекательность.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter