Чего ждать от встречи лидеров США и КНДР

Цели и средства

Такого наплыва журналистов Вьетнам в своей новейшей истории еще не видел. Более 2,5 тысячи репортеров из нескольких десятков стран готовы освещать нынешнюю встречу лидеров США и КНДР в Ханое. И уж, конечно, рассчитывают если не на сенсацию (иные даже предположили, что главы двух государств могут договориться о подписании мирного договора, призванного положить конец Корейской войне 1950 — 1953), то хотя бы на продолжение того прогресса, который был достигнут на первой встрече Дональда Трампа и Ким Чен Ына прошлым летом в Сингапуре. Есть ли для этого основания?

Фото РЕЙТЕР.

Первый в истории саммит американского и северокорейского лидеров завершился, как известно, на мажорной ноте. В обмен на гарантии безопасности со стороны Вашингтона КНДР согласилась на полное ядерное разоружение. Правда, то соглашение получилось весьма туманным. В нем не указывались ни условия, ни сроки денуклеаризации Корейского полуострова. Тем не менее это не помешало Трампу громогласно объявить о том, что «теперь все должны чувствовать себя в большей безопасности, нежели в тот день, когда я стал президентом. От Северной Кореи больше не исходит ядерная угроза. Если бы не я, мы бы сейчас воевали с КНДР». Воистину, пока сам себя не похвалишь, никто не похвалит.

Глава Белого дома, конечно, явно поторопился с выводами. Во-первых, Вашингтон и Пхеньян до сих не определились, что означает денуклеаризация для каждого из них. Одно дело полностью свернуть производство ядерного топлива, прекратить все ракетные испытания и разработки в этом направлении. И совсем другое — всего лишь допустить международных инспекторов на свои ядерные объекты.

Во-вторых, Ким Чен Ын вряд ли так легко откажется от своего ядерного арсенала. Американцы, конечно, могут сколько угодно требовать от своего визави отказаться от межконтинентальных баллистических ракет, которые с легкостью способны достичь территории США. Для Трампа это важно прежде всего с точки зрения выполнения своих предвыборных обещаний. Но в Пхеньяне отлично осознают, что откажись они сегодня от ядерного оружия (даже если США выведут свои войска из Южной Кореи и снимут с КНДР санкции), завтра может возникнуть ситуация, когда на Северную Корею снова начнет оказываться давление и у нее не будет никаких козырей.

Поэтому ожидать каких-то прорывных сделок по итогам саммита в Ханое, наверное, не стоит. К этому никто из его участников пока не готов. Да и можно ли вообще кавалерийским наскоком разрубить тот сложнейший узел противоречий, которые копились 70 лет. Процесс денуклеаризации полуострова будет крайне сложным и длительным. И ультиматумы, угрозы и санкции здесь только во вред. Впрочем, Трампа не надо в этом убеждать. Впервые за долгое время американская сторона настроена на осмысленное решение северокорейской проблемы. По крайней мере, всячески демонстрирует такой настрой, что подтверждает и глава Белого дома:

— Я не хочу ни на кого давить. Я просто хочу положить конец ядерным испытаниям. Если их не будет, нас это устроит.

Вторит своему шефу и госсекретарь Майк Помпео:

— Возможно, мы не добьемся полного успеха на этой неделе. Но мы надеемся на значительное продвижение по пути к цели.

В общем, саммит в Ханое вселяет оптимизм. Сам по себе факт этой встречи позитивен и отражает постепенное смягчение позиций Вашингтона и Пхеньяна друг к другу. Насколько далеко способны продвинуться стороны в этом процессе? Варианты самые разные. Эксперты не исключают, что северокорейцы могут все-таки допустить международных экспертов на свой пятимегаваттный реактор в Йонбене. Но только взамен на уступки от США. Например, в части ослабления санкций. Такой шаг мог бы стать хорошим началом развития предметного диалога. Да, он будет трудным и долгим, но иного пути нет. Ведь, как справедливо заметил Президент Беларуси, лучше десятки лет переговоров, чем один день войны.

Евгений ПЕТРОВ.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter