Расследование. Сколько экономика страны теряет из-за подделки наших сигарет

Целая пачка компромата

Европейским и российским производителям «табачки» не по душе дешевые белорусские сигареты. И с Востока, и с Запада нас пытаются обвинить в контрабанде огромного количества табачных изделий. Но, как оказалось на самом деле, виноваты здесь не наши производители, а крупные компании соседей, которые клепают очень качественные подделки белорусского бренда. В нюансах разбиралась «Р».

Котрафактный рынок сигарет набирает обороты по всему миру.
Newspile.ru

Контрафакт во благо 

За последние три года покупательная способность россиян упала. И не особенно планирует выравниваться. Сказалась и общая макроэкономическая неразбериха, подлили масла в огонь социального неблагополучия и санкции. И Росстат, и ретейл, и аналитические агентства фиксировали: большинство россиян давно экономят на товарах повседневного обихода. 

Словом, приобретать нормальную и более-менее качественную продукцию в официальной торговле целой армии потребителей не по карману. Не до жиру, натуральности и качества, а быть бы живу. И потянулись покупатели в места с сомнительным ассортиментом. Иной раз складывается впечатление, что теневой рынок соседей таковым является только по названию. И заводилы, и рядовые солдаты нелегальной торговли конспирируются весьма условно. Скорее, для приличия. Ибо аналитические агентства без труда и с завидной скрупулезностью подсчитывают подпольные магазинчики, весьма точно оценивают их обороты и номенклатуру товара… Но прижать их к ногтю власти не спешат. Да, продают предприниматели товар без сертификатов, контроля и уплаты налогов. Да и господь с ним. Главное, есть дешевая альтернатива, позволяющая людям выжить. Если «серый» сегмент ликвидировать, то и до голодных бунтов недалеко. Особенно на периферии. Поэтому официально контрафакт и подпольные цеха в стране вне закона, а де-факто стоят на службе государства и с молчаливого его согласия выполняют социальную функцию.

Что невыгодно быку, устраивает Юпитеров

Конечно, контрафакт снижает доходность легальных производителей. Впрочем, палка-то о двух концах. Зачастую одни и те же компании ведут двойную игру: и легальную продукцию поставляют, и «серенькую». И от какой деятельности доход больше — бабушка надвое сказала. Впрочем, на контрафакт взвалили еще одну важную социально-политическую функцию: он является первоклассной дубинкой протекционизма. Несмотря на отдельные успехи и случайные прорывы, российские предприятия в массе своей не отличаются сногсшибательной конкурентоспособностью. Иногда компетенций не хватает, но нередко отрасли имеют бледный вид из-за не самой дальновидной государственной политики. 

Взять хотя бы тот же табачный рынок. Некогда, на заре волчьего капитализма, на российский рынок очень комфортно вошли мировые табачные компании. Буквально за несколько лет они либо выкупили, либо поглотили, либо обанкротили практически все профильные предприятия. Остались только осколки национальных производителей, которые из-за своей слабости не имеют ни права голоса, ни реальной возможности влиять на рынок. Бал правят транснациональные корпорации.

Серые поставки табака по прибыльности сопоставимы с оружием и наркотиками.
Фото БЕЛТА

А они космополитичны в своих воззрениях: центр прибыли может притаиться в любой точке света, но только не в странах с переходной экономикой. Впрочем, скандальный опыт последних лет ярко демонстрирует: акулы мировой коммерции и юрисдикции в развитых странах не жалуют. Основные денежки утекают в офшорные и полуофшорные зоны. Вывести прибыли «транснационалов» не под силу даже всесильному американскому и европейскому правительствам. Что уж говорить про другие государства?! Там крупные компании чувствуют себя точно дома. И прекрасно лоббируют свои интересы на самом высоком уровне. 

Так получилось и в России. Именно мировые табачные компании буквально «проломили» высокие ставки акцизов. Хотя все понимали: резкий рост розничных цен часть курильщиков не потянет. А у табака имеется одно свойство: сей продукт заменителей не имеет. Это свинину можно поменять на курицу или другие виды белков. В случае с никотином вариантов нет. Точнее, один есть: в магазине цены на сигареты не по карману, — всегда найдется продавец «за углом». И чем выше акциз и другие налоговые обременения и ограничения, тем выгоднее нелегальный бизнес. На фуре левых сигарет можно заработать от 0,5—1 млн долларов. И это за вычетом благодарности всем заинтересованным чиновным лицам. 

Естественно, что после жесточайшей акцизной политики подпольный сигаретный рынок расцвел буйным цветом. Аналитики оценивают подпольную долю сигарет почти в 5%. В реальности, наверное, она намного больше. Если в начале 2010-х в России продавалось более 400 млрд штук табачных изделий, то в прошлом году с трудом официально реализовали 280 млрд, а этот год показывает еще минус 7%... Количество курильщиков снизилось за пять лет больше чем в полтора раза?! Конечно, нет. Просто они перестали ходить в магазин, а запасаются никотином в обход кассы. Благо спрос оперативно рождает предложение. 

Казна теряет от снижения налогов. Но, как ни парадоксально, высокие акцизы выгодны крупным компаниям. Чем выше налоговое бремя, тем легче в розничную цену «зашить» сверхприбыль. Кстати, «дойными коровами» у транснациональных корпораций являются торговые марки высокого ценового сегмента. Дешевые бренды в портфеле тоже есть, но они используются только как таран для оккупации чужих рынков и низложения национальных конкурентов. А когда территория «зачищена», в бой идет проверенная дорогая продукция. И пускай часть потребителей вывалится в «серый» рынок. Эти потребители транснационалов не волнуют в принципе: в силу своих материальных затруднений они не будут покупать дорогие сигареты при любой акцизной политике.

«Теневые» сигареты можно победить только разумной акцизной пошлиной.
Фото Провэд.рф

Чужой пример другим наука

Этой-то науки и опасаются воротилы мирового табачного рынка. Фактически три компании монополизировали производство никотина на всей планете. Их прибыли измеряются десятками миллиардов долларов. И отодвинуть монстров от кормушки не удается даже сильным капиталистическим странам. Бельмом на планетарной монополии остаются две страны: Китай и Беларусь. 

КНР, вообще, к себе импортных табачников если и пускает, то на жестких условиях: сколько своих сигарет продали на внутреннем рынке, будьте добры такой же объем экспортировать. Либо милости просим на выход. А вот у нас в стране за счет грамотной акцизной политики и практики распределения квот надежно защитили своих производителей. Они-то и обеспечивают торговлю в меру доступными для людей сигаретами. А в среднем и верхнем ценовом сегменте — полная свобода конкуренции. И цены на бренды из этих категорий сопоставимы с их стоимостью в соседних государствах. 

Больше всего табачную «мафию», несомненно, волнует именно наша страна. Слишком уж заразительный пример для некоррумпированных политиков в соседних государствах. За счет грамотных подходов и государственного контроля над такой тонкой отраслью, как табачная, удалось и конкуренцию обеспечить, и полноценный выбор продукции, и теневой рынок ликвидировать, сохранить баланс интересов производителей, потребителей и общества в целом. И что самое главное — сохранить в государственных руках основные производственные активы. Поэтому доходы от табачной индустрии идут на развитие социума. Да, слышатся иной раз ангажированные голоса активистов: мол, бюджет наживается на вредных привычках. Действительно, доходы поступают в казну под разными соусами: налоги, акцизы, социальные инвестиции, отчисления в инновационный фонд и фонд национального развития. Но если бы казенное предприятие стало бы частным, то те же самые деньги поступали бы в частный карман. Достаточно хотя бы сравнить выгоду российского и белорусского бюджетов от каждого табачного рубля. Разница колоссальная. 

Это давно заметили некоторые российские депутаты. Неоднократно даже звучали предложения о национализации тем или иным способом российской табачной индустрии. Но прорваться дальше думской трибуны таким кардинальным идеям не удалось. Однако само их появление явилось крайне неприятной неожиданностью для российских никотиновых динозавров. И они пошли в атаку. Все-таки на кону стоят сотни миллионов долларов. Слишком серьезные суммы, чтобы не пройтись катком по соседям. 

На грани фола 

Уже несколько лет транснациональные корпорации ведут отчаянную по своей интенсивности информационную кампанию против наших табачников. И с Востока, и с Запада обвиняют, в основном государственное ОАО «Гродненская табачная фабрика «Неман», в масштабной контрабанде продукции. По заказу международных табачных компаний и аффилированных с ними общественных объединений, консалтинговые агентства и аналитические подразделения международных структур строчат отчеты, в которых красной нитью проходит парадигма: мол, контрабандные гродненские сигареты заполонили европейский и российский рынки. Вывод всегда один и тот же: необходимо повысить акцизы и убить белорусский эконом-сегмент. Если называть вещи своими именами, то просто освободить место для дорогих международных брендов. 

Соседи настолько захвачены страстью дискриминации нашей табачной фабрики, что даже не утруждаются скорректировать цифры в своих обвинительных заключениях. Прочтя иные исследования, получается, что белорусское предприятие 6—7 миллиардов штук сигарет отправляет нелегально в Россию и еще больше — в Европу. Уважаемые, в Гродно отродясь столько мощностей не было. Несомненно, разница в ценах вызывает приграничную народную торговлю. Но огромных объемов и близко не наблюдается. Просто надо внимательнее анализировать ситуацию. А реальность такова, что белорусские торговые табачные марки подделывают все кому не лень. На предприятии же целая коллекция контрафактных пачек сформировалась. Их представители предприятия покупали в России, Украине, Польше. Некоторые подделки выполнены весьма искусно. Только специалист найдет отличия от оригинала. Что лишний раз свидетельствует: штампуют контрафакт не в гараже или на лесной прогалине, а на действующих промышленных предприятиях. А они-то в основном принадлежат или контролируются транснациональными корпорациями. 

Не в этом ли кроется парадокс, что копируют белорусские дешевые сигареты, а не более дорогие международные бренды? Ведь их продать можно выгоднее. Но нет, чем-то сильно приглянулась именно наша продукция. Невероятное совпадение? Или продуманная акция. Ведь контрафакт дискредитирует нашу фабрику, возбуждает российское правительство и дает им в руки солидный аргумент, чтобы снова начинать давний разговор о необходимости выравнивания ставок акцизов. Естественно, по российской планке. Давняя мечта транснациональных корпораций: это — одно из условий для захвата нашего рынка. 

МНЕНИЕ

Альберт Таипов, председатель ассоциации «Белбренд»:

— Что делать с контрафактом? Конечно, бороться. Мы постоянно проводим конференции, семинары, вебинары. Рассматриваем разные направления: продукты питания, продукцию легкой промышленности… Плотно работаем с государственными органами, с Евразийской комиссией. У каждой из стран ЕАЭС есть богатый опыт борьбы с нелегальной продукцией. Создается и соответствующая нормативная база, чтобы иметь возможность контролировать товарные потоки. 

Но производители контрафакта тоже не стоят на месте, приспосабливаются под новые реалии, развиваются. Тем не менее положительная динамика по очищению рынка есть. Хотя и результаты не такие, как хотелось бы. Ведь контрафакт — это один из вызовов для национальной безопасности. Из-за засилья нелегальной продукции некоторые предприятия с трудом могут сохранять конкурентоспособность. А иногда вынуждены закрываться. А ведь это — рабочие места, сокращение налоговой базы. 

Сегодня больше всего волнует интернет-торговля. В той же России, например,  оборот торговли в сети превышает 1,5 млрд долларов. И эти потоки пока  должным образом не контролируются. А делать это надо. 

volchkovvv@mail.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter