Источник: Знамя юности
Знамя юности

«В 2021-м хочу перевезти 2021 тонну зерна» – такую цель себе поставил водитель из Лидского района Павел Шмукста

Цель – 2021

Крепче держись за баранку, Паша

В 2021 году перевезти на элеватор 2021 тонну зерна. Такую задачу в нынешнюю уборочную кампанию поставил 30-летний водитель сельхозпредприятия «Белица-Агро» Лидского района Павел Шмукста. Корреспонденты «Знаменки» побывали в хозяйстве и посмотрели, как Павел приближается к намеченной цели.


Жизнь – дорога

Молодой человек, с лица которого практически не сходит улыбка, охотно рассказывает о себе:

– Настроение? Сейчас оно в первую очередь зависит от погоды. Свинцовые тучи и накрапывает нудный дождь – значит, и настроение под стать этой картине – серое. А светит солнышко – так и душа радуется. В этом году мне исполнится 31, больше десяти лет за рулем. Долгое время работал водителем на международных перевозках. Доставлял отдыхающих на курорты Анапы, Сочи, Одессы, Ялты, Геленджика… Об этом, честно говоря, грезил с детства. А меня еще пацаном-несмышленышем отец учил: «Сынок, если очень сильно чего-то захотеть да вдобавок приложить силы для реализации своей задумки – мечта обязательно сбудется!» Так в итоге и вышло. Согласитесь, это же так классно: едешь по трассе, общаешься с людьми (а они такие разные!), меняются за окном пейзажи, приближается теплое и шумное море… Можно сделать небольшую паузу, покупаться, отдохнуть – и в обратный путь. Однако и это приелось, потянуло в родную деревню, на малую родину. Романтика романтикой, но захотелось больше времени проводить с семьей. С постоянными дальними разъездами это, понятное дело, невозможно.

Уборочная – напряженное время и для людей, и для техники

МАЗ не догонят

Весной 2020 года Павел стал водителем мощного МАЗа. С тех пор, откровенничает, словно прирос к этой большегрузной машине:

– Мы с ней вместе и летом, и зимой. Процесс круглогодичный: то корма подвезти, то удобрения, то песок и другие стройматериалы. Сейчас самое напряженное время – уборочная. Себя жалеть нельзя: хоть редко удается в эту горячую пору лечь до полуночи, встать необходимо в шесть утра, а через час уже нужно   быть в мастерских. К подъему на рассвете или глубокой ночью я привык. К авто нужен деликатный подход: часто шучу, что машина, пусть даже такая большегрузная вроде МАЗа, как и женщина, любит ласку. С МАЗом с позиции силы не поговоришь – сразу же взбрыкнет и наверняка закапризничает. Нужно где-то подмазать, что-то подкрутить, посмотреть узлы и механизмы, чтобы весь световой день работать с уверенностью, что автомобиль не подведет. Вообще, я технику люблю, поэтому заботиться о ней не внапряг! Каждый новый рейс, каждая погрузка-разгрузка, даже каждый пройденный километр – это бесценный опыт. Любопытно получается: раньше ездил за две с половиной тысячи километров, а сейчас самый дальний рейс в сто раз короче. А я привык, будучи водителем-международником, за баранкой сидеть едва ли не круглосуточно. Так что первое время расстояний не хватало. Но потом свыкся. Если человек старается, относится к делу добросовестно, то он везде будет востребован.

– Пусть на финише будет 2021 тонна!

Я сетую на жару, а Павел философски парирует:

– Если не можешь изменить сложившиеся обстоятельства, то просто измени свое отношение к ним. Поэтому, даже если нужно немножко потерпеть определенные неудобства, что здесь такого страшного?.. Пустяки, дело житейское! Так, кажется, говорил никогда не унывающий Карлсон.

Закончив фразу, Павел Антонович ловким движением достает откуда-то двухлитровую бутылку, наполненную водой, и поливает спасительной ледяной жидкостью голову, руки и спину.

– Хотите повторить?

– Нет, Павел, спасибо! Как-нибудь в другой раз…


СССР – это звучит…

Павел замечает, что изучаю глазами его яркую фирменную футболку с серпом и молотом. На ней красуются четыре известные всему миру буквы: аббревиатура СССР.

– Спрашиваете, как отношусь к Советскому Союзу? Сложно ответить, я ведь в нем не жил. Ну или почти не жил… Родился в 1990-м, а через год СССР развалился. Однако знакомые, которые росли в ту эпоху, в один голос говорят, что это было очень доброе, теплое, что ли, время, когда люди были радушнее и отзывчивее. Мультфильмы, в которых добро всегда побеждает зло. Киноленты, которые учили порядочности и взаимовыручке. И родители мне много рассказывали о человеческих взаимоотношениях в те уже далекие времена…



От воспоминаний переходим к современности. Павел рассказывает, какие цели ставит на уборочной:

– В прошлом году я был первым, перевез две тысячи тонн зерна. В этом, выходит, нужно хоть немного, но превзой­ти тот результат. Хотя и урожай в нынешнем году посла­бее, пусть на финише будет 2021 тонна. Созвучно с годом… Будет больше – точн­о не огорчусь!

До горизонта, куда ни кинешь взор, бескрайнее море пшеницы. Золотится, колосится… «Есть в этом что-то завораживающее», – говорю я, когда мы с Павлом сидим в кабине МАЗа и неторопливо беседуем. Тот согласно кивает в ответ, однако вступить в диалог не успевает: мигалка на комбайне КЗС-1218 врубается на полную мощность и многотонная махина резво стартует на очередную погрузку. Примерно через час, ненатужно урча, грузовик выруливает к кромке поля.


– Вот молодец! Ай ты мой хороший! – будто с человеком разговаривает Павел, похлопывая машину по нагревшемуся на палящем солнце крыл­у кабины, и добавляет уже нам:

– Прост в эксплуатации и надежен, вместительный. Свой, белорусский. Ничуть не хуже зарубежных аналогов.

Напоследок никогда не унывающий Павел желает нам удачной дороги домой и вдобавок – «хороших тем и героев для будущих репортажей». И полушутя-полусерьезно просит высказать пожелания ему.

Что ж, Паша, лови! Пусть на твоей жизненной дороге не встречается ухабов, пусть она будет спокойной, безопасной и ровной и на житейских перекрестках всегда горит зеленый свет. А еще будь здоров, крепче держись за баранку и расти профессионально.

kozyrev@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter