Царское это дело… колядовать

В Семежево с Рождеством поздравляют по армейской традиции XVIII века

В Копыльском районе с Рождеством поздравляют по армейской традиции восемнадцатого века

Барабанщик отбивает ритм, строем по улице идут «цари» – несколько высоких парней в белой одежде с пестрыми платками на шее. Командует действом «военный врач» с огромным, в человеческий рост, градусником… Непривычно видеть таких колядующих. Впрочем, в деревне Семежеве к ним давно привыкли. Традиции уже триста лет.

Белорусский обряд «Колядные цари» осенью 2009 года занесен в Список объектов всемирного нематериального наследия ЮНЕСКО. Я решила узнать больше об уникальной традиции и отправилась в Семежево. Моим экскурсоводом согласилась побыть Галина Гурло, директор Копыльского районного центра традиционной культуры. Именно она записала этот обряд в 1997 году, а прошлой весной отправила заявку в Минск. Оттуда сведения о колядной традиции попали в ЮНЕСКО.

— Деревня, в которой живут наши «цари», немаленькая – пятнадцать улиц. Тут свои обычаи и обряды. До шестидесятых годов, к примеру, девушки выходили замуж исключительно в традиционной белорусской одежде. А в последний путь в Семежеве до сих пор провожают с голошениями и хлебом-солью, — рассказывает по дороге Галина Александровна.

Мы направлялись к местному старожилу Ивану Мацкевичу, который был одним из семежевских «царей» в начале пятидесятых.

— «Здрасце вам! За каго вы мяне пачытаеце? За караля нямецкага цi султана турэцкага?» – с улыбкой обратился к нам Иван Николаевич, едва мы переступили порог его дома.

— Это начало обряда. Нужно угадать, какой он «царь», — объяснила мне Галина Гурло.

Оказывается, в празднике участвует семь «царей». У каждого из них своя роль: Иван Грозный, Мамай. Переодетые парни стараются быть похожими на своих прототипов и внешностью, и характером. Иван Николаевич в свое время играл главного «царя» – Максимилиана. А значит, он был «первым парнем на деревне». «Царей»-то выбирали только среди самых веселых и симпатичных. Не менее почетна роль лекаря.

Среди персонажей есть дед и баба. Их задача сделать хозяевам какую-нибудь мелкую пакость, пока те отвлеклись на «царей». Важный участник обряда – мехоноша. В его распоряжении несколько мешков, которые за день заполняются гостинцами. Носить их тяжело, поэтому он возит за собой саночки.

Иван Мацкевич показывает нам фотографию, на которой изображены «цари» пятидесятых годов. На снимке парни в костюмах, отдаленно напоминающих военную форму: белые брюки подпоясаны красным поясом, белую рубашку крест-накрест пересекают еще два пояса. На шее повязан яркий женский платок. На голове – высокая меховая шапка со множеством пестрых лент, которые развеваются на ветру, у каждого сабля.

— У лекаря, как видите, костюм попроще: обычная военная форма старого образца. На голове фуражка, на плече медицинская сумка, — рассказывает Галина Гурло. – В последние годы врач носит с собой еще и огромный картонный градусник.

Семежево — деревня большая. Некоторые улицы по три километра. Поэтому колядовать начинают еще с обеда. Парни становятся по росту и строем идут по деревенской улице. Их сопровождают музыкант, барабанщик и, конечно, односельчане. Лекарь марширует рядом с главным царем, подсказывает, в какой дом зайти. Колядующие обязательно навещают семьи, где есть незамужние девушки, и тех, кто сам зовет в гости. Уже в доме начинается представление со стихами, танцами, и даже постановочной дракой. Хозяева угощают царей от души: пирогами, колбасами, самогонкой. С наступлением темноты обряд зрелищности не теряет: парни зажигают факелы.

И так из года в год не одну сотню лет. По местной легенде обряд появился в восемнадцатом веке, когда недалеко от Семежева стояла царская армия. Солдаты и офицеры ходили по домам, поздравляя хозяев с праздником, пели, танцевали. После того, как отряд ушел из деревни, традицию подхватила местная молодежь. Парни одевались в костюмы, которые напоминали военную форму. В народе их прозвали царями.

Долгое время об обряде знали только в Копыльском районе. Но теперь он прославился на весь мир.

На снимке: гадания на святки.

Фото: Леонид ЩЕГЛОВ, БЕЛТА

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter