Царское дело

У каждого жителя деревни Семежево Копыльского района есть заветное желание: чтобы на старый Новый год в его хату обязательно заглянули добры молодцы в высоких колпаках и с факелами...

У каждого жителя деревни Семежево Копыльского района есть заветное желание: чтобы на старый Новый год в его хату обязательно заглянули добры молодцы в высоких колпаках и с факелами. Зовут их царями. Почему? Никто не знает. Но рассказывают, якобы в далеком прошлом через село проходили русские солдаты, и было это на колядной неделе. Гости из царской России оставили после себя память в загадочном обряде. В 2009 году обычай посчитали бесценным и внесли в Список нематериального культурного наследия, нуждающегося в срочной охране. Список формирует ЮНЕСКО. А на Рождество местный обрядовый коллектив «Цари» удостоился специальной премии Президента.


Поучаствовать в празднике «Колядные цари» в этом году на свою малую родину, в Семежево, приехал Герой Беларуси, известный конструктор в области автомобилестроения академик Михаил Высоцкий, было много туристов не только со всей страны, но и из–за рубежа. Владимир Счастный, председатель Национальной комиссии по делам ЮНЕСКО, уверен, что приток гостей в деревню напрямую зависит от включения старинного обряда в престижный международный список.


Когда–то по Семежево ходили несколько групп «царей». Но в этот раз был только один коллектив. И ребята не справлялись с тем, чтобы посетить всех односельчан. Говорят, в прошлом году одна бабушка специально просила, чтобы к ней зашли колядовщики: боялась, что уже не доживет до следующего праздника. Тогда ее навестили парни в колпаках. Старушка как чувствовала. Ее дом сейчас пустует...


«Колядные цари» заставили семежевцев гордиться собой. И возвысили всю нашу национальную культуру в мировом масштабе, считает Владимир Счастный. И добавляет: теперь Национальная комиссия по делам ЮНЕСКО готовится к созданию реестра всех обрядов и традиций, которые еще уцелели по деревням от прадедов испокон веков. Этот каталог в будущем через интернет станет доступен всему миру. Там будут указаны адреса и телефоны мастеров, которые отмечают праздники, ткут, пекут и лепят горшки, как в старину.


Таких деревень, как Семежево, не так уж мало, напоминает Тадеуш Новогродский, завкафедрой этнологии, музеологии и истории искусств исторического факультета БГУ: «Но мы их открываем как бы случайно. Более десяти лет назад обряд «Цари» в Семежево обнаружила Татьяна Кухаренок, сотрудница Института искусствоведения, этнографии и фольклора НАН. Но только сейчас обычай стал всемирно известным. Столько времени прошло, пока общество осознало его ценность!»


Однако для развития туризма в Семежево пока предпосылок не так уж много. С местом для ночлега готовы подсобить сами сельчане, с едой тоже. Но когда в поисках туалета я пришел в сельсовет, мне там прямо сказали: «Сами ходим вон туда» — и указали на кабинки во дворе. Это, конечно, не «био». «Так мы же не в Минске», — как бы смирились семежевцы. Хотя агрогородку положены вроде бы особые условия культуры и быта.


Но не сразу, видимо, возможно все устроить. Стимул есть — мировая известность. А не хватает менеджеров. С этим пообещала помочь Валерия Клицунова, председатель общества «Отдых в деревне». Она уверена, что на имени села можно сделать хороший турпродукт. И над этим она предлагает работать сообща — ученым из Академии наук, специалистам Института культуры Беларуси, Минкультуры, комиссии по делам ЮНЕСКО. Клицунова предупреждает лишь об одном: «Уникальный обряд не должен стать дешевым шоу. Я была в Колумбии и видела, как тамошние индейцы превратили свою культуру в профанацию. Они даже язык свой забыли! Но у нас–то все сохранено. Вот только не растерять бы в погоне за прибылью».


А как насчет инфраструктуры? Я все–таки засомневался, можно ли развивать лишь на одних «Царях» туризм в одной отдельно взятой деревне. Одна ночь с 13 на 14 января даст приток любопытствующих, а что потом — целый год ждать следующей «даты»? Ольга Маханенко, инструктор–методист отдела физкультуры, спорта и туризма Лепельского райисполкома, побывала в Семежево, чтобы сравнить потенциал этого села с деревнями своего региона. Там сразу в нескольких населенных пунктах — Аношках, Селище, Старом Лепеле, Большом Полсвиже — отмечают чуть раньше «Царей» еще одно необычное празднество — «Женитьбу Терешки», обряд, во время которого ищут себе пару холостяки и девицы. Обычай внесен в Госсписок историко–культурных ценностей. И с другого конца страны готовы подать руку коллегам из Семежево, чтобы вместе преподнести стране и миру наследие предков. А присутствие на празднике в отмеченной ЮНЕСКО деревне копыльских районных властей говорило о том, что «царское» дело — забота не только энтузиастов.


Копыльский район.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter