Царскийподарок

В январе в Большом театре оперы звучал в основном итальянский репертуар.
В январе в Большом театре оперы звучал в основном итальянский репертуар. И вот во вторник - "Князь Игорь" Александра Бородина. Солидный возраст оперы, уже давно перешагнувший 100-летний рубеж, обязывает к почтению.

В главных партиях были заняты титулованные солисты театра: Аркадий Савченко (князь Игорь), Татьяна Кнутович (Ярославна), Василий Ковальчук (Галицкий). А также приглашенный известный бас из Варшавы Яцек Янишевский в партии Кончака. В его солидном пресс-релизе - немало выигранных соревнований (в том числе и участие в финале конкурса Пласидо Доминго в Токио), и фамилии знаменитых педагогов по вокалу, и обширная география гастрольных выступлений. Это, несомненно, подогревало интерес услышать и увидеть воспитанника польской вокальной школы. И публика не отказала себе в таком удовольствии.

Гастролер появился на сцене после девяти вечера, как и положено по либретто, во втором акте. И сначала понравился столичным зрителям статью, осанкой, ростом, что для современного оперного певца ныне проблема не из последних. Но покорил минский зал пан Янишевский все-таки не внешностью, а голосом: приятный тембр, понятный (!) русский язык, глубокие бархатные басы.

Спектаклем руководил дирижер Лев Лях. В этот вечер, в отличие от случавшихся предыдущих спектаклей, ни оркестр, ни хор, ни солисты не вызвали негативных эмоций даже у пристрастных опероманов. Убеждало звучание хора: его уверенность в передаче эмоциональных оттенков была обоснованна, а большое разнообразие динамики и нюансировки превращало хоровую партитуру в симфоническую драму с логичной развязкой в финале. Многоликий мир Востока красочно оттенял "русские" сцены. В нем было все: танцы томных половецких девушек и зажигательная мужская пляска, ориентальный унисон мелодий хора и оркестра и достижение желанного апогея в конце восточного празднества.

Да уж, "Князь Игорь" - лакомый кусочек для оперы. Хотите сольный номер - пожалуйста, ансамбль - и он имеется, хор - обязательно, а для гурманов - неповторимая балетная сцена в знаменитых "Половецких плясках". И самое главное - в опере есть нечто особенное, что держит в напряжении зрителя ХХI века до самого конца, который, собственно, известен всем еще со школьной программы. Быть может, это - национальная идея, которую мы-то, в отличие от оперных героев, незаметно выпустили из рук? А также могучий дух седого прошлого, от которого веет иногда удалью, иногда - трагедией и всегда - непобедимостью. Опера Бородина - его царский подарок потомкам. Но подарку надо соответствовать мастерством... К счастью, ярко исполненных номеров было на этот раз немало: арии Ярославны и князя Игоря, сцена Кончака и пленного властителя Руси, а также беспроигрышные половецкие пляски. А про неудачи... Что про них говорить? Хочешь быть счастливым - лучше не сравнивай. Правда, в случае с искусством эта аксиома почему-то не срабатывает.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter