В истории города Кобрина есть несколько интересных страниц, связанных с жизнью знаменитого русского полководца Александра Суворова

Царский генералиссимус В Кобрине

В истории города Кобрина есть несколько интересных страниц, связанных с жизнью знаменитого русского полководца Александра Суворова. В этом году есть особый повод посетить его имение – ровно семь десятилетий назад в нем открыли Военно-исторический музей.



ДОМ С КРЕСТЬЯНАМИ В ПОДАРОК


Кобрин Екатерина подарила Суворову за разгром восстания Костюшко. Современные историки рассматривают это событие не так однозначно. Именем Костюшко названы в Беларуси улицы и площади. Однако я не об этом, а о музее Суворова в Кобрине.

...Итак, царица подарила Суворову имение Кобринский ключ с крестьянами. К нему и относилась та самая скромная одноэтажная усадьба, которая сегодня стоит в центре Кобрина. Это был типичный шляхетский городской дом.

– Он не отличался изысканной архитектурой, стоял на окраине, – говорит директор музея Елена Бабенко. – Но по тем временам подарок был действительно царский, роскошный. Родовые владения А. Суворова в России были в три раза меньше кобринских.

Правда,  оценить  размах полководец смог только после своей вынужденной отставки. Как писал он в одном из своих писем: «Приехал сюда попробовать жизнь мирного пахаря и окунуться в новую сферу – личного управления имением».

Это было в 1797 году. Тогда Александр Суворов пробыл в «Кобринском ключе» полтора месяца. Павел I опасался заговора, и чтобы обезопасить себя от измены, приказал ему выехать в имение Кончанское в Новгородской губернии. Поближе к монарху.

Суворову пришлось срочно покинуть Кобрин, оставив здесь на попечение управляющего немалые ценности: все награды, личное оружие – бриллиантовые шпаги, памятные императорские подарки и даже фельдмаршальский жезл.

Второй случай побывать в Кобрине Александру Ва-сильевичу представился после возвращения из италь-янско-швейцарского похода в 1800 году: 69-летний Суворов вернулся в имение глубоко больным человеком. Плохо ходил, его постоянно мучила высокая температура. Лишь присланный императором личный лейб-медик Вейкарт и местный врач Кернисон смогли немного улучшить состояние и поставить на ноги.

В минуты хорошего самочувствия Александр Васильевич посещал стоявшую неподалеку Петропавловскую церковь, купался в парковом пруду. Но потом здоровье Александра Суворова вновь стало ухудшаться, и он был вынужден вернуться в столицу. Спустя две недели после приезда  в Петербург он скончался.


УСАДЬБА УЦЕЛЕЛА ЧУДОМ


В те времена большинство домов в Кобрине были деревянными. И пожары, которые тут случались, нещадно истребляли жилую застройку.

– Дому А. Суворова повезло, – говорит директор музея, – каким-то чудом ему удалось уцелеть в пожарах Первой Мировой войны, а затем и Второй. Миновали его и другие исторические катаклизмы.

В польский период в усадьбе Суворова проходили заседания сеймика. С началом немецкой оккупации в здании открыли украинскую школу. Когда немецким властям стало известно о суворовском прошлом дома, здесь назло устроили конюшню.

Так что до 1946-го года усадьба дожила в весьма плачевном состоянии. Не осталось дверей и рам, в крыше зияли дыры. Расчисткой дома занимался весь Кобрин в рамках грандиозного послевоенного субботника.

Военно-исторический музей начался с голых стен, и  тогда же – долгий кропотливый процесс сбора экспонатов. Первый директор Алексей Мартынов отправился в музеи Москвы и Ленинграда просить помощи в создании экспозиции.

ПИСЬМА И ШЛЯПЫ


Если бы не имя Суворова, многих экспонатов в Кобрине могло и не быть. Первый директор всегда вспоминал: «Имя полководца было тем золотым ключиком, который открывал любые двери». Музею достались действительно уникальные предметы.

Ценное оружие разных времен, нумизматические редкости и образцы обмундирования – это поистине эксклюзивные вещи.

В экспозиции музея есть три предмета, которые в свое время принадлежали российским императорам: шляпа Петра III, шляпа Александра I и ботфорты Павла I. Все – из царских гардеробов. Есть три письма самого Александра Васильевича. Два из них написаны рукой полководца, третье – видимо, под его диктовку.

Но, пожалуй, самый ценный экспонат – оригинальные немецкие рыцарские доспехи шестнадцатого столетия. Полный комплект. Ничего подобного в других белорусских музеях нет.

В юбилейный год экспозицию в доме Суворова обновили. В ней сегодня представлены уникальные коллекции обмундирования, оружия, старинной мебели и предметов была. Музейщики также воссоздали фрагменты интерьеров дамской гостиной и личного кабинета генералиссимуса.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter