Царские невесты

Девичьи фамилии русских цариц - Милославские, Нарышкины, Апраксины, Стрешневы - все эти славные в российской истории имена, казалось бы, свидетельствуют о том, что государи выбирали себе в жены девиц знатных.
Девичьи фамилии русских цариц - Милославские, Нарышкины, Апраксины, Стрешневы - все эти

славные в российской истории имена, казалось бы, свидетельствуют о том, что государи выбирали себе в жены девиц знатных. Неужто судьба босоногой Золушки не имеет к российской царской истории ни малейшего отношения?

Имеет, и самое прямое: многие из цариц были в молодости бедны как церковные крысы. О Евдокии Лукьяновне Стрешневой, жене Михаила Романова, ее же придворные боярыни говорили: "Не велика-де она государыня; знали ее, коли она хаживала в жолтиках" (простых чеботах. - Е.К.). Первая жена Алексея Михайловича Мария Ильинишна Милославская тоже, вероятно, в жолтиках хаживала в лес по грибы и продавала их на рынке. Отец ее Илья Данилович происходил из бедного и незнатного дворянского рода и до замужества дочери находился в услужении у посольского дьяка Ивана Грамотина. Вторая жена того же Алексея Михайловича, мать Петра I Наталья Кирилловна Нарышкина, высокая черноглазая красавица, до переезда в Москву в отчем доме в Смоленске носила лапти.

В самом скромном тереме, в самом глухом захолустье склонившаяся над рукоделием дворяночка знала: в однообразное ее существование в любой миг может вторгнуться сказка. Надо лишь, чтоб девица была красива, обладала добрым здравием и желательно высоким ростом. А случиться чудо может когда угодно: либо батюшка царь овдовеет, либо царевичу придет пора жениться. И летели во все округи России грамоты с наказом: везти в город дочерей. В городе ждали их присланные из Москвы доверенные лица государя, коим предстояло заодно с местной властью - наместниками либо воеводами - пересмотреть всех девиц.

Затем составлялся список избранных красавиц и назначался срок их приезда в Москву, где готовили новый смотр, еще более разборчивый. Смотр этот вели близкие государю лица. "Здесь, - как писал один итальянский историк, - поручают их освидетельствованию надежным сановникам и верным боярыням, так что самые сокровенные части тела не остаются без подробного рассмотрения".

И наконец, избранные из избранных являлись на смотрины к самому жениху.

Убогий быт и аскетизм отцовского дома сменялись чудом волшебной сказки. Вот что рассказывают о третьем браке Ивана Грозного

: "Из всех городов свезли в Александровскую слободу невест и знатных, и не знатных числом более двух тысяч. Каждую представляли ему особенно... Сперва он выбрал 24, а после 12, коих надлежало осмотреть доктору и бабкам; долго сравнивал их в красоте и приятностях, в уме, наконец, предпочел всем Марфу Васильевну Собакину, дочь купца новгородского".

Кинообраз этой миловидной царицы все мы видели в комедии Гайдая "Иван Васильевич меняет профессию". Зрителям лишь осталось неизвестно, что царицей Марфа Васильевна была недолго, немногим больше двух недель. Еще до того, как оказаться в числе 12 номинанток, Марфа Васильевна жила в роскошно убранном доме ("дом преизрядный, украшенный, со многими покоями; во всякой палате было 12 постелей для каждой девицы особо").

Рассказывает одна из боярских дочерей, которая и сама была в числе девиц на царском смотре во время избрания Собакиной. "В назначенное время царь приходил в тот дом в особливую, ему изготовленную палату с одним зело престарелым боярином и садился на украшенном стуле".

Девицы надевали свои наряды, залежавшиеся в сундуках, блестящей чередой проходили одна за другой пред государем, кланялись ему в ноги. Царь равно всех одаривал расшитым золотом и серебром и унизанным жемчугом платком, а одну - счастливую - выбирал себе в жены. Всех остальных он отпускал, пожаловав вотчинами и деньгами. И часто участь отвергнутых была куда завиднее, чем судьба царских избранниц.

Царская невеста Марфа Васильевна Собакина, видимо, была отравлена еще до свадьбы. Очень может быть, что одна из конкурирующих девиц ей подсыпала яду во время трапезы именно в том "преизрядном" доме, о котором повествует боярышня. Марфа Собакина и есть та самая знаменитая царская невеста из одноименной оперы Римского-Корсакова.

Введение невесты в царские терема сопровождалось обрядом ее царственного освящения. Обряд был сложен и красив. С молитвой наречения на будущую государыню возлагали царский девичий венец. Нарекали ее царевной и даже давали ей новое имя. Придворные целовали новой государыне крест. По исполнении обряда по церковному ведомству Москвы и во все епископства рассылались грамоты с наказом, чтобы имя новонареченной царицы поминали на ектениях вместе с именем царя.

Сказочный ритуал и сам принцип отбора были не проявлением широкой русской души, а всего лишь неизбежным следствием политической конъюнктуры. Запад не стремился к родственным связям с Россией. Московия представлялась Европе дикой страной, населенной чуть ли не кочевниками. Помехой служила и разность религий. А брак с каким-нибудь из знатных русских родов вызывал в царской семье опасение создать могущественного соперника государю. Вариант с "золушкой" казался самым безопасным для трона, к тому же у царя появлялась возможность выбирать себе невесту не по родовитости, а по красоте, что, согласитесь, куда приятнее.

Укрощение

влюбленных

Царская невеста, избранная из сотен кандидаток, вступала во дворец полная радости. Не предполагая, что с этой минуты жизнь ее висит на волоске, а сама она становится жертвой самых низких и жестоких замыслов.

Трогательной и печальной была история любви первого царя династии Романовых Михаила Федоровича и Марьи Ивановны Хлоповой, дочери незнатного и небогатого московского дворянина.

Юноша тихий и кроткий, как отзывается о нем летописец, Михаил находился под опекой матери, великой инокини Марфы Ивановны, ибо отец его Филарет Никитич был в это время в плену. Ближайшие должности при 16-летнем Михаиле занимали его двоюродные братья Салтыковы. Близость к молодому, неопытному и покорному государю превратила их в самовластных временщиков, и многие с надеждой ожидали возвращения из плена Филарета Никитича, который один лишь мог справиться с ними.

Невеста к тому времени прошла обряд наречения, ее называли царицей, и она получила имя Настасья, как видно, в память Анастасии Романовны, первой супруги Грозного, бабки царя Михаила.

Братья Салтыковы встретили семейство Хлоповых с неприязнью. Салтыковы - один из самых знатных родов в России, а новая родня царя - люди бедные, незнатные, и к тому же среди них оказались опасные соперники, особливо дядюшка царской невесты Гаврила Хлопов, человек умный, стойкий и прямой.

Недели две спустя, после того как дядя невесты "поговорил гораздо" с Михаилом Салтыковым, Мария Хлопова начинает болеть. Братья Салтыковы хлопочут без устали. Они громогласно желают нареченной царице выздоровления, передают ей через родственников "вернейшие" снадобья. И одновременно внушают царю, что невеста его совсем плоха и ей осталось недолго. Сплетнями и наговорами вызывают у великой старицы Марфы Ивановны, матери царя, острейшую ненависть к будущей невестке. Судьбу Марии-Анастасии должен решить срочно созванный думский собор.

Много горя выпало на долю несчастной девицы. Родственники, как могут, оберегают ее. Лекарством, полученным от Салтыковых, не потчуют. Лечат по старинке, молитвой, святой водой. Дают камень безуй. И это правильно: Салтыковым ничего не стоит вновь подсыпать яд в лекарство. Молитвы и святая вода навредить не могли, и молодой организм вскоре справляется с последствиями отравления. Правда, царь об этом не знает, Салтыковы продолжают твердить ему: девица хворая, доживает последние деньки - какая уж из нее государыня! И несостоявшуюся царицу отправляют со всей семьей в Тобольск в ссылку, жестоко разлучив при этом с отцом и матерью. Молодой царь тяжело переживает разлуку. Свою невесту, судя по многим свидетельствам, он горячо полюбил. Но бороться с семейным собором не в его силах.

Когда из плена в Москву возвращается патриарх Филарет, управление государственными и домашними делами переходит в его руки. Ослабевает влияние великой старицы Марфы, начинают терять свою власть Салтыковы. И молодой государь получает наконец возможность хотя бы облегчить участь своей сосланной невесты. Ее переводят из Сибири в Верхотурье, а еще через два года - в Нижний Новгород.

Время идет. Михаил давно возмужал, ведет тихую, но настойчивую борьбу с интригами. Он все еще надеется вернуть любимую. Но мать упорна в своей ненависти к ней. Несколько раз заводит с сыном речь о браке его с иноземными княжнами. Тщетно.

Родители предлагают поискать, согласно традиции, невесту среди русских. Уже более 7 лет прошло после его обручения с Хлоповой. Но чувства молодого царя все так же сильны, и наконец он заявляет прямо: "Сочетался я браком по закону Божию и по преданию святых апостол и святых отец; обручена мне царица; кроме ее не хочу взять иную..."

Начинается расследование, в котором принимают участие и врачи, и священники, духовники царской невесты. В Нижний едет "для расспросу и сыску Марьина здоровья и болезни" целая комиссия во главе с боярином Ф.Шереметевым и чудовским архимандритом. Итог расспроса - Марья Хлопова здорова, она жертва клеветы. Обман Салтыковых раскрыт, и царь "не помешкал опалою".

Казалось бы, эта история, которая длится столько лет, и герои которой не могут не вызывать уважения силой и постоянством своих чувств, подходит к благополучному концу. Но великая старица Марфа по-прежнему решительно запрещает брак. Что это? Безумная ревность к будущей невестке, гордыня, жажда власти, не признающая преград? Годами видеть своего сына несчастным и разрушить его счастье в тот миг, когда наконец-то перед ним мелькнула надежда! Если искать в этой истории демоническую личность, то тут не Салтыковы. Из тьмы веков, как воплощение зла, возникает страшная загадка - обуянная темными страстями душа великой инокини Марфы.

Мягкий, уступчивый Михаил должен выбрать между матерью и любимой невестой и поступает в традициях своего времени. Променять родную мать и притом великую старицу на невесту - невозможно. Любопытно, что отец царя не одобряет решение сына. Он укоряет его, уговаривая поступить по велению сердца, но сильно настаивать и Филарет не может.

Однако и торжество великой старицы не состоялось. Через год она уговорила сына жениться на очень знатной девице - боярской дочери княжне Долгоруковой, которую выбрала ему в жены сама. Молодой государь покоряется неохотно. Но что Бог делает "сотворившим по насилию!" - восклицает летописец. Молодая царица заболевает на второй день после свадьбы и умирает, не прожив с мужем и 4 месяцев.

И лишь третья женитьба царя благополучна. Он венчается через три дня после наречения. Несомненно, приняты и другие меры к тому, чтобы никто не мог помешать браку.

Мария Хлопова жила в Нижнем до своей кончины. Ей был отдан на житье двор Козьмы Минина, оставшийся без хозяина после его смерти. Она умерла в 1633 году через 10 лет после помолвки. Михаил в то время был женат уже на второй супруге.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter