Царская трава

Базилик (царская трава) — вечнозеленое пахучее растение, выступавшее в народной культуре славян в качестве оберега от злой силы. Наиболее широкое ритуально-магическое применение оно имело на Балканах, Карпатах и юге Украины.

Как универсальное охранительное средство базилик использовался для украшения людей, животных, построек, предметов домашнего обихода, пищи. Для этого изготавливали венки, букетики, гирлянды, которыми особенно часто украшали участников свадьбы — их одежду, пояса, голову или головной убор. Базиликом украшали также свадебное знамя, свадебное деревце, светильники, ложе, приготовленное для брачной ночи. Это растение прикрепляли к сосудам с вином и водой, втыкали в свадебный каравай, подмешивали в тесто для обрядовых хлебов.
В сходной форме базилик применялся и в календарной обрядности южных славян (особенно на Рождество, Богоявление, в Юрьев и Иванов дни, на Пасху) — его прикрепляли к одежде, вплетали в венки, носили на головном уборе, за ухом, в руках и т.д. Базилик затыкали в хозяйственные постройки, вешали на рога домашнему скоту, привязывали к посуде, иконам и другим ритуальным предметам.
В обрядах, связанных с севом и жатвой, базилик подмешивали к посевному зерну. В некоторых районах Сербии его оставляли “переночевать” в зерне перед посевом, украшали им пахарей, повозку, волов, сельскохозяйственный инвентарь. При завершении жатвы базилик втыкали в “бороду” из колосьев, после молотьбы им украшали столб в центре гумна.
Базилик использовался также в родильном обряде и при уходе за новорожденным: растение клали рядом с роженицей для облегчения родов, обкладывали им голову младенца для крепкого сна, завязывали в один из углов пеленки от сглаза.
Характерна роль базилика в обрядах и повседневных действиях, связанных с водой: с ним ходили за водой, украшали им коромысла, ведра и сосуды, в которых носили или хранили воду, бросали базилик в источники и колодцы при набирании воды. С помощью веток базилика обрызгивали водой или вином участников свадьбы, крестин, некоторых календарных обрядов.
Магическими свойствами наделялась вода, в которую опускали базилик: ею умывались молодые после свадьбы, роженица после родов, ее использовали при первом купании новорожденного (болгары делали это в течение 40 дней после родов), ею кропили пахарей при первом засеве или при окончании сева.
Согласно поверьям, базилик способен вызывать и сохранять любовь и супружескую привязанность. В качестве приворотного средства девушки Словакии зашивали его в подол платья. Болгары верили, что если завладеть базиликом из венков жениха и невесты и рассеять его семена в своем саду, то это ускорит приход сватов. В Сербии невеста для обеспечения потомства и сохранения любви жениха должна была во время свадьбы украдкой взглянуть на него сквозь венок из базилика. С этой же целью девушки держали базилик за пазухой во время венчания, носили его при себе постоянно или подмешивали в пищу своему избраннику. По веткам базилика гадали о замужестве: например, оставляли их зимой на ночь у воды, а утром смотрели, покрылись ли они инеем.
Применение базилика в лечебно-магической практике основано преимущественно на его отгонной функции: так, во время эпидемии чумы сербы держали базилик на столе в каждом доме, а также кропили с помощью его веток стены домов и хозяйственных построек. Наиболее целебным считался базилик, проросший через череп змеи, он будто бы был способен избавить даже от эпилепсии.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter