Царская охота

Сегодняшний спектакль у многих минчан вызовет ностальгию...
Сегодняшний спектакль у многих минчан вызовет ностальгию...

В Минске продолжается фестиваль «Панорама». Вечером дают спектакль Московского художественного театра «Утиная охота». Эту некогда знаменитую психологическую драму Александра Вампилова поставил режиссер Александр Марин. Главного героя Зилова, «лишнего человека» застойных 70–х, сыграет без преувеличения звезда российского театра и кино Константин Хабенский. Компанию ему составят Марина Зудина, Александр Семчев, Михаил Пореченков.

Режиссер Марин отказался от идеи переносить время действия пьесы в наши дни. Актеры три с небольшим часа неторопливо разыгрывают камерную историю кризиса среднего возраста. Мы вновь будем искать ответы на вопросы, не является ли отчаяние оборотной стороной эгоизма и почему не остается сил жить именно тогда, когда все в жизни складывается как нельзя лучше: отдельная квартира, приличная работа, любящая жена...

В ожидании Зилова

В свое время теперешний художественный руководитель Театра белорусской драматургии Валерий Анисенко ставил эту пьесу в Минске. Премьера состоялась 6 февраля 1978 года. Правда, прошло только 6 спектаклей...

— На постановку должен был прийти Петр Миронович Машеров, но не пришел, — вспоминает Валерий Данилович. — Как раз в это время происходили трагические события на острове Даманский... Я сам неожиданно попал в больницу. Все так поначалу нелегко складывалось... Прошло только 6 спектаклей в помещении Красного костела, где тогда размещался республиканский Дом кино, и постановка прекратила свое существование. Но не по творческим причинам, потому что спектакль как раз оценили и мне предложили возглавить ТЮЗ! Как говорится, проснулся знаменитым... Хотя я был до этого рядовым артистом.

Валерий Данилович сетует, что долгое время эта блестящая пьеса была запрещена.

— В 1978 году ее впервые поставил в Риге Аркадий Кац, активно работающий сегодня и в нашем Русском театре. Когда я начал репетировать, за эту же пьесу взялся Олег Ефремов во МХАТе. И сегодня мы будем смотреть спектакль этого театра. Видите, какая перекличка со временем...

— Какова была реакция на ваш спектакль?

— Это был настоящий успех. Наш Зилов — Виктор Тарасов, по общему мнению критики, стал лучшим театральным Зиловым Советского Союза. У нас была замечательная команда — пять актеров из Купаловского театра: Виктор Тарасов, Павел Кормунин, Фома Воронецкий, Арнольд Помазан и позже к нам присоединился Валерий Филатов.

— С какими эмоциями вы придете на сегодняшний спектакль?

— Мне очень любопытно! «Утиная охота» — мощная пьеса, не потерявшая своей актуальности. Во все времена были и будут люди, как Зилов, которым непросто встроиться в систему. Взаимоотношения индивида и общества — вечная тема.

Из глубины веков

Труппа Валерия Анисенко — Республиканский театр белорусской драматургии уже выступила на фестивале с психологической драмой Николая Рудковского «Женщины Бергмана». Постановка успешно идет уже шесть лет.

— Для меня главное впечатление нынешней «Панорамы» — литовский спектакль «Мастер и Маргарита», — признается Николай Рудковский. — Театр Коршуноваса — это именно тот театр, к которому я стремлюсь. Я люблю литовскую школу, мне нравится, когда все подчинено жесткой форме. Сравнивать могу только с белорусской постановкой Олега Киреева в «Новом театре». К сожалению, не в нашу пользу. Коршуновас — глыба, холодная и недоступная.

Также пристальное внимание критики и зрителей привлек спектакль «Школяр в раю» боннского Das Euro Theater Central. Он, правда, разочаровал тех, кто жаждал увидеть актуальный немецкий театр, информация о котором иногда до нас долетает по «Евроньюс». Ничего общего с экспрессивными и радикальными работами. «Школяр в раю» — история, что называется, из глубины веков. Датируется она XVI веком. Театральный антиквариат, фольклор, немецкий «Микитов лапоть».

Кабаре «Пигмалион»

Московский еврейский театр «Шалом» разбавил фестивальный пафос музыкальной комедией Аркадия Хайта «Моя кошерная леди». Автор «Приключений кота Леопольда» и «Ну, погоди!» в этой работе творчески переосмыслил бессмертную пьесу Бернарда Шоу «Пигмалион». Получилось жизнерадостное кабаре–шансон, раздвинувшее наше представление о фестивальном спектакле. «Моя кошерная леди» уже была в Минске два года назад. Так что можно сказать, участие в «Панораме» стало выступлением на бис.

Почти за 20 лет работы театр «Шалом» выпустил 24 премьеры, объездил весь мир от Америки и Канады до Австралии и Новой Зеландии. Труппа принципиально работает только с эксклюзивным материалом, не желая идти по проторенным дорогам. Так, специально для театра композитор Александр Журбин написал мюзикл «Блуждающие звезды». Как результат — на год вперед все билеты на постановки в кассах уже раскуплены.

По мнению главного редактора московского журнала «Театральная жизнь» Олега Пивоварова, «Шалом» во многом — экзотика для современных зрителей:

— «Моя кошерная леди» — это музыкальный спектакль–обозрение в стиле некогда популярной «Радионяни», бессменным автором которой был Аркадий Хайт.

Слова известного критика подтвердили старую истину: все новое — это хорошо забытое старое. Как видим, творческие идеи советских времен оказываются настолько живучи, что способны прорасти сквозь время и обрести новый, вполне коммерческий смысл.

Фото Александра ДМИТРИЕВА.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter