Из жизни деловой женщины
Природная красота и обаяние, мощный темперамент, сценическая заразительность позволили Александре Климовой воплощать лучшие работы мирового и советского репертуара. Пишу не с чужих слов — посчастливилось видеть ее на сцене. И о том масштабе, разворачивающихся на сцене страстях, эмоциональном градусе сегодня можно только по-светлому грустить… Театр был серьезнее и поэтичнее. Каждый выход для актеров на сцену был значим. И для зрителя «культпоход в театр», вписанный в образ жизни, был необходим и важен.Всякий раз Александра Ивановна по-хорошему удивляла. Ты не знал, чего от нее ждать в следующее мгновение, как она дернет бровью или улыбнется, выдержит паузу. Потому что на ее игру влияло все: состав воздуха в зале, настроение публики. Она была чуткой и проницательной актрисой, сильным партнером. Присутствие Климовой дисциплинировало коллег, а нас, простых зрителей, с замиранием сердца следивших за эскападами ее героинь, — вдохновляло. Точность в деталях и психологических нюансах, никакого наигрыша, непосредственность и исповедальное начало характеризовали ее актерскую манеру, ворвавшуюся в белорусский театр свежим ветром.
Уральский самоцвет
Детство и юность Александры Климовой прошли в Магнитогорске, где она окончила среднюю и музыкальную школы. В 1941 году начала свою трудовую деятельность на металлургическом заводе. В 1942-м ее пригласили в Магнитогорский драматический театр имени Пушкина, где к ней пришел первый успех. Здесь актриса сыграла Елену Медведеву («Слава» В. Гусева), Катю («Варвары» М. Горького), Аню («Вишневый сад» А. Чехова) и другие роли. Позже была учеба в одном из лучших театральных заведений СССР — Высшем театральном училище имени Щепкина в Москве. Климова становится ученицей прославленной актрисы Веры Пашенной, студенткой принимает участие в спектаклях Малого театра.После настал период важной и интенсивной работы в театрах Украины: Одесском русском драматическом театре имени А. Иванова, Киевском русском драматическом театре имени Л. Украинки, Харьковском русском драматическом театре имени А. С. Пушкина.
В 1956 году Климова получила приглашение из Минска — в Государственном русском драматическом театре БССР имени М. Горького ей предложили сыграть Комиссара в «Оптимистической трагедии» В. Вишневского. Ради такой роли можно было все бросить и приехать в новый театр, чужой город. С этого момента и до конца жизни творческая судьба Александры Климовой связана с эпохой развития театрального искусства Беларуси.
В театре имени М. Горького Александра Ивановна сыграла более 80 главных ролей классического и современного репертуара в спектаклях «Барабанщица», «Бесприданница», «Васса Железнова», «Макбет», «Антоний и Клеопатра», «Двое на качелях», «Варшавская мелодия», «Вишневый сад», «Егор Булычов и другие», «Мария Стюарт», «Гамлет», «Варвары», «Гнездо глухаря», «Из жизни деловой женщины», «Дети солнца», «Милый лжец», «Сладкоголосая птица юности», «На Золотом озере» и многих других. Ее фактурой, которая с годами становилась только интереснее и богаче, интересовалось и кино. Она украсила собой известные фильмы: «Вся королевская рать», «По секрету всему свету», «Расписание на послезавтра», «Атланты и кариатиды», «Давай поженимся», «Радуница» и другие. Жаль, что киноролей, достойных ее дарования, которые вырвали бы ее из бытового повествования, помогли бы сказать что-то важное о природе человека, его духовных поисках, понимании института современной семьи, нюансах отношений мужчины и женщины, на мой взгляд, было все же не так много. Для большинства она до сих пор остается главной актрисой именно театра, кумиром поколения. Александра Ивановна ушла из жизни 13 мая 2005 года в Минске.
Память сердца
— Одно время я очень часто ходил к маме на могилу, — говорит сын актрисы заслуженный артист Беларуси Андрей Душечкин, тоже работающий в театре имени М. Горького. — Там, на кладбище, уже почти все — мои знакомые, родные и дорогие люди… А потом сказал себе: «Стоп, Андрей! Зачем ты это делаешь?» Она все равно для меня жива, для меня она никуда не уходила. Как стоял ее портрет у меня дома, так и стоит. В театре коллеги часто спрашивают и на худсоветах, и за кулисами: «А как бы к этому отнеслась Александра Ивановна? Что бы она сказала?» Для молодой актрисы сегодня нет высшей похвалы, чем услышать: «Вы похожи на молодую Александру Климову». Планка, которую подняла в театральном искусстве мама, ее коллеги Ростислав Янковский, Юрий Ступаков, Юрий Сидоров, столь высока, что мы можем только стараться сегодня дотянуться до нее. Очень высоки были их творческие и профессиональные критерии и принципы.Глядя сегодняшние спектакли, невольно сравниваешь их с прежними работами. О личностях такого масштаба нам забывать нельзя. 100-летняя дата на плечи мне не давит. Праздновать я стал ее гораздо раньше, чем предлагает календарь, у себя на страничке в Facebook: размещал фотографии, стихотворения… 100-летие Александры Ивановны для меня повод вспомнить ее театральные работы, пересмотреть «Радуницу» — мой любимый фильм с ее участием, снятый Юрием Марухиным. В этой картине партнершей Климовой стала еще одна народная артистка СССР — Стефания Михайловна Станюта.
В ТЕМУ
К 100-летию актрисы на Восточном (Московском) кладбище в 12:30 состоится торжественное мероприятие, в котором примут участие представители театра, члены семьи Александры Ивановны, ее поклонники. А в 14:00 в Государственном музее истории театральной и музыкальной культуры пройдет памятная встреча.
pepel@sb.by
Фото БЕЛТА