Царь-поезд в вокзальном тупике

Туристический ретропоезд «сошел с рельсов» из-за цен на билеты

Роскошные купе, чай в стаканах с ажурными подстаканниками, размеренный стук колес. Прокатиться на поезде царских времен — ни с чем не сравнимое удовольствие. Но где ж его найти? На Гродненщине, без придыхания и даже с грустью ответят местные жители. А дело тут вот в чем: сделав один-единственный выезд «в свет», ретросостав уже полтора года ржавеет в Волковыске на запасных путях. Лето, сезон, наплыв туристов, а все уперлось в банальную стоимость билетов.

Проект обещал заманчивые перспективы: планировалось, что паровоз начала ХХ века пустят по маршруту Гродно—Поречье. Почему именно в Поречье? Все просто: почти 150 лет назад здесь построили первый железнодорожный участок в Беларуси. После долгой реставрации в локомотивном депо Кричев БелЖД все-таки ввела в свой подвижной состав новую, доселе не виданную у нас единицу — туристический ретропоезд.

27 декабря 2012-го пуском старинного состава по маршруту Гродно—Поречье железная дорога отметила свое 150-летие. В тот день на станции Поречье собрались почти все жители приграничной деревни, чтобы увидеть импровизированное представление: поезд с Николаем II встречали дамы и господа в нарядах XIX века, мальчишки-зазывалы разносили газетные листки, старинный оркестр играл марш. В ретростиле оформлен был и вокзал в Поречье. Ничего особенного для этого делать не понадобилось: старинное здание сохранило вид и дух той эпохи.

Изначально были задумки восстановить лагерь повстанцев 1863—1864 годов, со временем построить амфитеатр для выступления оркестра, детскую площадку, сувенирные магазины... Так почему же такой, казалось бы, уникальный проект зашел в тупик? Специалисты железной дороги объясняют: пока все дело в высокой стоимости билета. Тридцать километров пути от Гродно до станции Поречье обойдутся пассажиру в сумму от 500 до 600 тысяч рублей.

Эксплуатация этого поезда требует особого подхода: его надо постоянно поддерживать в разогретом состоянии, говорят дорожники. Кроме того, на каждые 70 километров хода необходима дозаправка водой. Сейчас по пути следования нет специальных водозаборных колонок, как это было раньше. А значит, следом за поездом должна ехать специальная машина. Плюс зарплата машинистам и их помощникам. Все это в итоге приводит к серьезному удорожанию билета. Пока к паровозу цепляют три вагона, но даже при нулевой рентабельности стоимость билета превышает 500 тысяч рублей. Есть и еще один тонкий момент: чем развлекать пассажиров? На всем пути следования — обычные остановочные пункты, на вокзале в Поречье есть небольшой музей, но этим никого не удивишь. Поэтому, скорее всего, в Гродненском направлении поезд не пойдет. По крайней мере, пока не будет соответствующей туристической инфраструктуры.

В управлении спорта и туризма Гродненского облисполкома эту ситуацию видят под иным углом. Мол, цена на билеты нереально завышена, поэтому поезд и простаивает в тупике.

Начальник управления спорта и туризма Гродненского облисполкома Олег Андрейчик не скрывает своего разочарования. Говорит, неоднократно предлагали турфирмам включить поездку на ретропоезде в какой-нибудь маршрут, но после объявления цены на билет мгновенно следовал отказ. Поступала масса интересных предложений по наполнению маршрута: начиная с необычных вагонов для детей с питанием и анимацией и заканчивая продлением маршрута в курортный Друскининкай. Кстати, пока это единственный проект, который действительно может стать не просто интересным, но и окупаемым.

Переговоры с литовской стороной о создании данного маршрута ведутся уже несколько лет. Сразу после распада СССР ветка Гродно—Поречье стала тупиковой — с литовской стороны пути разобрали почти до самой границы. Идея же с ретропоездом понравилась: прибытие такого состава в Друскининкай наверняка удивит местных жителей. Думаю, и у нас найдется немало желающих хотя бы раз проехать на старинном поезде в уютный литовский городок. Тем более такие прогулки не являются сезонными — кататься на поезде зимой еще более заманчиво.

Вполне возможно, этим планам суждено сбыться, ведь литовцы не против восстановления железнодорожных путей. А значит, через Поречье, как и прежде, могут пойти поезда, не исключает Олег Андрейчик. Недавно этот вопрос обсуждался у губернатора Гродненщины Владимира Кравцова. Он обещал взять проект под свой контроль.

Жаль, конечно, что конкретных предложений гродненцы и гости города так и не дождались. Остается надеяться, что уникальный ретропоезд все же войдет в масштабный проект «Гродно — город-музей». Тем более что в этом году областной центр объявлен культурной столицей. Самое время оживить маршрут, аналогов которому в стране пока нет.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter