Клюшка как политический инструмент: почему «Йокерит» не прилетел на стартовую игру чемпионата КХЛ в Минске

Трус не играет в хоккей

В политических играх, в отличие от спортивных, правил нет. Или их меняют прямо на ходу. За день до стартовой игры минского «Динамо» в чемпионате КХЛ генеральный менеджер финского «Йокерита» Ярри Курри официально заявил, что на матч в Минск команда прилетит. Что сыграет. Что хоккей вне политики и болельщики не должны страдать. Однако что-то (или кто-то) резко заставило клуб дать обратный ход. В «Динамо» узнали об этом, когда до стартового свистка оставалось чуть больше шести часов. Искры ледовых брызг не жгли сердца поклонников хоккея: «Минск-Арена» осталась пустой – игра не состоялась.

Анна ВЯЖЕВИЧ

Увы, история знает очень много примеров, когда политики вертели спортом и спортсменами в своих интересах, как хотели. Не пускали на Олимпиады, запрещали соревноваться, накачивали допингом, дисквалифицировали, ломали судьбы. Атлеты люди к борьбе привычные – суровой, но честной. А вот против лома часто нет приема. Шикарный хоккейный антураж в Минске уже давно стал брендом и известен далеко за пределами Беларуси. Но пока на льду огонь и искренняя борьба – в кулуарах шорох и мышиная возня. «Мы начинаем переговоры с Международной федерацией хоккея о переносе одной части чемпионата мира – 2021 из Минска в другое место. Призовем ИИХФ вместо Беларуси найти другую страну. Если международная федерация откажется, наше правительство может принять решение, что Латвия не будет участвовать в организации чемпионата мира 2021 года», – заявил намедни премьер-министр Латвии Кришьянис Кариньш. Как говорится, никогда такого не было и вот опять.

Первое, что хочется на это ответить – процитировать мудрый славянский народ, родивший пословицы на все случаи жизни. Для этого больше всего подходит, пожалуй, такая: баба с возу – кобыле легче. Исполняющий обязанности председателя Федерации хоккея Беларуси Дмитрий Басков на прошлой неделе дал ответ более дипломатичный, но суть его сводится к тому же: «У нас есть контрактные обязательства по проведению чемпионата с латвийским оргкомитетом, но если по каким-то причинам латвийская сторона откажется проводить совместный чемпионат, то у нас достаточно ресурсов и возможностей инфраструктуры, чтобы провести его самостоятельно».

Если кто забыл, то можно напомнить: Беларусь в 2014-м провела чемпионат мира по хоккею сама. Без ансамбля и подтанцовки. А об итогах того первенства и оставшемся послевкусии можно судить по воспоминаниям тех, кто там был, мед и пиво пил. Глава ИИХФ Рене Фазель, например, назвал чемпионат-2014 лучшим в истории. Хоккеисты, журналисты и другие участники говорили о превосходной организации и уюте. Швейцарцы, немцы, россияне, финны, чехи, шведы – все излучали повсеместные восторги и аплодисменты. Латышские болельщики, к слову, которые в тот чудный теплый май буквально наводнили цветущий и солнечный Минск, тоже выражали свой огромный респект! От атмосферы праздника, уровня хоккея, гостеприимства, духа свободы, от фан-зон и (чего уж тут скрывать – видел и слышал сам) от возможности лихо и за недорого кутнуть. Так, чтобы душа сначала развернулась, а потом обратно свернулась. И кутили. И наслаждались. И выпивали. В том числе на брудершафт. И довольные потом уезжали домой, готовые заключить в широкие объятия всю нашу страну целиком и всех ее жителей. Недовольных не осталось. «Надо же, как у вас круто и легко!» – удивляясь, говорили они.

Но отмотаем время еще немножко назад. Заглянем в 2013-й, когда до старта минского первенства оставался год. Вы помните ту риторику, вздорную мораль и ленивые мысли, что неслись по проводам и выливались грязью на наши головы? Кто только тогда не пел в этом общем волюнтаристском хоре: депутаты немецкого Бундестага, политики США и Литвы настойчиво призывали пересмотреть решение о проведении в Беларуси мирового первенства. Европарламент, помнится, был особенно активен, призывая национальные федерации хоккея стран – членов ЕС обратиться в ИИХФ с предложением обсудить возможность переноса ЧМ-2014 года из Беларуси в другую страну. А тогдашний спикер Европарламента поляк Ежи Бузек, помнится, бузил больше всех: предложил не только запретить проведение в Минске хоккейного форума, но и исключить Беларусь из международных спортивных соревнований. Хорошо, что не вычеркнуть из мировой истории…

Читая прилетевшие из Латвии новости, трудно избавиться от ощущения дежавю. Все это мы уже слышали. Проходили. Мешать в кучу политику и спорт стало, увы, дурной привычкой. К счастью, Международная федерация хоккея на поводу у политиков не идет, ее президент Рене Фазель всегда мудро заявлял: «Спорту зачастую удается то, что не получается у политиков. Вспомните серии игр США и Китая в настольный теннис в 1970-е. Тогда удалось наладить диалог между этими странами. Регби добилось большего, чем все, что предпринимали политики в Африке после отмены апартеида. А хоккей! Если бы в нашем виде страны руководствовались идеологическими соображениями, мы никогда бы не увидели величайшую серию 1972 года СССР – Канада… Бойкоты спортивных соревнований обесценивают идею спорта. Мы уважаем все позиции. Но мы не должны быть марионетками в руках политиков. Если политика часто ведет к конфронтации, то спорт должен объединять людей».

Золотые слова. И все эти возникшие вновь разговоры о переносе чемпионата из Минска, о том, что Латвия откажется не только совместно проводить турнир, но и участвовать в нем, призвав последовать своему примеру другие страны, выглядит ничем иным как неприкрытым шантажом и давлением. Пострадавшими от которого окажутся исключительно далекие от политики люди – обычные любители спорта и сами хоккеисты.

Вдогонку

Тема хоккейного ЧМ‑2021 и отказ «Йокерита» лететь в Минск вызвали бурные обсуждения. Глава ИИХФ Рене Фазель был в формулировках, как всегда, конкретен: «Мы не получали никаких запросов или писем от латвийской стороны с просьбой перенести чемпионат мира из Беларуси. На данный момент решения о переносе первенства из Минска нет. Наша цель — провести чемпионат в двух странах, Латвии и Беларуси».

Что касается «Йокерита», то версий у этого демарша оказалось много. Одну из них, например, озвучило финское издание Jatkoaika со ссылкой на собственный источник. Оно сообщило, что решение не лететь в Минск было принято игроками, а не руководством клуба. А причина — «в многочисленных угрозах убийством в случае прилета в Минск, которые получали игроки «Йокерита» из Беларуси, а потому опасались за собственную безопасность». Кто эти угрозы отсылал и кому выгоден срыв поединка, остается лишь догадываться. Комментируя произошедшее вокруг матча в Минске, генеральный директор динамовского клуба Дмитрий Басков отметил, что «Динамо» гарантировало и лиге, и всем участникам чемпионата безопасность проведения игр в нашей столице: «Но буквально накануне игры на некоторых телеграм-каналах я увидел призывы, чтобы любыми способами сорвать матч открытия сезона в Минске. Утром нам уже позвонили руководители хоккейного клуба «Йокерит», которые подвердили, что с вечера их хоккеистам поступило много угроз, имевших целью недопущения приеда финской команды в Минск. Уверен, что настоящим болельщикам «Динамо» не нравится подобного рода атака на спортсменов, при которой у них может просто пропасть желание заниматься своим любимым делом. С другой стороны, сейчас идет такая информационная война, что многим наверное пишут, и мне в том числе, всякие гадости, однако я уверен, что это не повод не выходить на работу».

В КХЛ приняли и озвучили официальное решение по данному поводу: в соответствии с пунктом 15 статьи 29 Дисциплинарного регламента засчитать «Йокериту» техническое поражение.

s_kanashyts@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter